Антокольский Марк Матвеевич

Мефистофель


Год создания: 1883

Размер: 173 х 71 х 199

Техника: Мрамор


Мефистофель, названный ранее "XIX век" — не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете “Фауст”, и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему, но “литературность” сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа. “Мефистофель” — это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом" — писал скульптор. Мефистофель для него стал порождением современности, символом XIX века. Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей. Окончив в 1883 году статую, Антокольский мечтал показать ее в Петербурге. После долгой переписки, бесконечных хлопот В. В. Стасова она в 1886 году была выставлена в  Эрмитаже. Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

Antokolsky Mark Matveyevich

Mephistopheles


Technique: Marble


Mephistopheles, which was called before “the 19th Century”, is not only the incarnation of the universal evil, but also embodies the lingering doubt and the impiety. The angular and sharp forms, as well as the sarcasm of its face, give the sculpture a unique expressiveness.

The sculptor used Goethe’s poem “Faust” as a basis to materialise Mephistopheles, and almost created an illustration in his initial sketch, but the “literariness” of the subject did not content the sculptor. Gradually, a new understanding of Mephistopheles’ character revealed itself to the sculptor. The sculptor wrote: “Mephistopheles represents the unquenchable rage, the endless anger, ruthless and abominable, it can reside in a sick body with a corrupted soul. He is sick and suffers from the fact that he has survived everything   and has been ruined and cannot live any longer and enjoy life like the others around him. His spirit is powerless”.  For the sculptor, Mephistopheles personifies the generation of his contemporaries: he is the symbol of the 19th century. The sculptor created many versions of this statue, in an effort to use most of the artistic resources, without resorting to explain details, in order to represent Mephistopheles. Having sculpted him naked, Antokolsky avoided necessity of depicting a costume of any historical time. The artist conserved the literary name for his statue. Antokolsky explained this fact that it helped to make the image more understandable to the people. As he finished the statue in 1883, Antokolsky dreamt of displaying it in St. Petersburg. After long correspondence, and endless efforts of Vasily Stasov, it was displayed in 1886 in the Hermitage. The sculpture  was a resounding success everywhere. The Berlin Academy of Arts elected Antokolsky as an honorary member.  The sculptor was awarded the Grand Prize (Great gold medal) in Vienna.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library