Наследие Куинджи, составляющее более 500 произведений, во многом состоит из небольших этюдов и эскизов. Этюд «Море. Крым» написан на берегу Черного моря возле местечка Кикенеиз, где художник приобрел участок земли, спускавшийся к морю. Куинджи предполагал построить здесь вместительный дом с мастерской и библиотекой, куда бы могли приезжать его ученики. Художник любил работать в Крыму, писать облака, воду, песчаные берега при разных погодных условиях, изучая световоздушную среду и движение воздушных потоков. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 200.
Архипу Куинджи было в высшей степени свойственно благоговейное отношение к природе, внутреннюю жизнь которой он стремился как можно глубже и вернее постичь. В работе ощущается уникальность философского мировосприятия художника, его своеобразное романтическое понимание природы. Южный берег Крыма — один из любимых уголков Куинджи. Здесь он обосновывался «всерьез и надолго», приобретя в собственность несколько земельных участков. Сюда он вывозил своих учеников на пленэр, здесь много писал сам. Отсюда в 1910 его увезли умирать в Петербург. Работа мастера крымского периода открывает зрителю «кудесника цвета», кропотливого исследователя пульсации воздушного пространства, мастера тонких градаций световых горизонтов.
Увлекаясь цветовой изменчивостью озаренной ярким солнечным светом морской стихии, Куинджи в некоторых работах берет цвет в полную силу. В пейзаже «Море. Крым» (1890-е) чистая синева морского простора, лазурь светлого неба, включая и желтизну берега с одиноким репейником, составляют звучный аккорд, который вносит приподнятое романтическое начало в созданный художником образ. Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.18.
Живописец пейзажист, педагог.
В 1895 устроил на своих крымских землях своеобразную «академическую дачу» для учеников. Постоянно работал вместе с учениками на пленэре. 1909 г. – инициатор создания Общества художников (впоследствии Общество им. А. И. Куинджи), оказывавшего поддержку художникам. Обществу завещаны: весь капитал, земли в Крыму и все имевшиеся произведения. 1910 г – орден Святого Станислава I степени. Совершил свою последнюю поездку в Крым.
Пейзажист лирико-романтического направления. Для искусства Куинджи характерны поиски новых средств выразительности живописи, прежде всего — новых возможностей передачи света, солнечного и лунного.
В настоящее время в Русском музее находится 202 живописные и 264 графические работы Куинджи. Среди них, наряду с поступившими в 1914 году пейзажами, такие капитальные полотна, как „Дубы“ (1900—1905), „Ночное“ (1905—1908), „Облака“ (1900—1905), „Крым“ (1900—1905). Все они, вместе с переданной из Мраморного дворца в 1928 году самой прославленной картиной „Лунная ночь на Днепре“, дают редкую возможность познакомиться с искусством выдающегося пейзажиста во всей недоступной другим собраниям полноте, проследить 40-летний творческий путь мастера и в полной мере почувствовать яркое своеобразие и новаторскую сущность его творчества.
Не получив систематического профессионального образования, Куинджи силой своего необыкновенного дарования открыл невиданные еще до него художественные средства для выражения и передачи в живописи эффектов освещения, сосредоточивая в них поэтический смысл образов природы, но оставаясь при всей их фантастической декоративности подлинным реалистом.
Ирина Шувалова. Куинджи в Русском музее // Архип Куинджи. СПб, 2010. С.7-8.
Arkhip Kuindzhi painted more than five-hundred works, mostly small studies and sketches. This particular example was painted on the edge of the Black Sea, near the small town of Kikeneiz. Kuindzhi bought a large plot of land there running down to the sea, where he planned to build a house, studio and library for his students. The artist loved working in the Crimea, painting the clouds, water and sandy shorelines in various weather conditions. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 200.
Painter, landscapist. Studied at Hovhannes Aivazovsky's studio in Theodosia (1855). Worked as a retoucher in Mariupole, Odessa and St Petersburg (late 1850s-1860s). First-class artist (1878). Travelled across Russia and the Ukraine, Caucasus and Crimea. Visited France, Germany, Great Britain, Switzerland and Austria (1874-1875). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1875-1880). Professor (1892). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Headed the landscape painting studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1897).