В образе Нестора скульптор стремился изобразить человека, отрешенного от мирской суеты, ушедшего в свой внутренний просветленный душевный мир. Летописец запечатлен сидящим за простым столом. Естественна и непринужденна его поза, чуть ссутулилась спина, наклонена голова. Сосредоточен и задумчив взгляд печальных глаз. Безупречное владение мрамором, богатая игра света и тени на лице и одежде придают статуе особую жизненность. Свет отражается от гладкой поверхности деревянного пюпитра и освещает лицо, руки. Там, где резец скульптора воспроизводит складки морщинистой кожи лица Нестора, свет словно поглощается матовой поверхностью мрамора, прерывается тенями впадин.
Нестор — (XI—XII века) — древнерусский писатель, летописец. Монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет».
Скульптор.
Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н. С. Пименова и И. И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И. С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.
In order to sculpt Nestor, Antokolsky wanted to depict a man withdrawn from the vanity of the world, lost in his own bright mind and inward peace. The chronicler is sitting at a simple desk in a natural and spontaneous posture as he slightly bends his back and inclines his head. He seems concentrated and pensive as his eyes are sad. The flawless mastering of the marble, the strong play of light and shadow on Nestor’s face and clothes bring lifelikeness to the statue. The light reflects off the sleek surface of the wooden desk, enlightens Nestor’s face and hands. Where the sculptor reproduced Nestor’s wrinkled face skin, the light is disrupted by the shadows of these cavities, as if it was absorbed by the matt surface of the marble.
Nestor, who lived during the 11th-12th century, was an Old Russian writer and chronicler. He was a monk at the Kiev Caves Monastery. Nestor wrote about the lives of Boris and Gleb and Theodosius of the Kiev Caves. He is traditionally considered as one of the leading historians of the Middle Ages as he is the author of the first edition of "Tale of Past Years".
The sculptor Mark Antokolsky moved to St Petersburg in 1862, where he studied under Nikolai Pimenov and Johann Reymers at the Imperial Academy of Arts. In 1871 he started work on his sculpture of Ivan the Terrible (plaster, Kensington Museum, London). During the early 1870s he lived in Italy, before moving to France in 1877, although he visited Russia every year. Antokolsky was awarded a gold medal and Légion d’honneur at the Exposition Universelle, Paris in 1878 and was later made a professor, then full member of the Imperial Academy of Arts, where he held solo exhibitions in 1880 and 1893. He was also an honorary member of Académie des Beaux-Arts in Paris, Akademie der Künste in Berlin and Accademia di Belle Arti in Urbino.