Первоначальный эскиз-вариант картины, принадлежащей ГТГ, – в ГРМ.
В 1859–1860 Морозов участвовал в конкурсе на малую золотую медаль. Первоначально художнику была задана тема «Сенокос». В это время он создал работу «Отдых на сенокосе» (ГРМ). Впоследствии тема была заменена на историческую. В 1861 Морозов вернулся к старой теме и представил Совету ИАХ картину «Отдых на сенокосе» (ГТГ), за которую был удостоен малой золотой медали.
В ГРМ находится повторение-вариант этого программного произведения, до 1998 хранившийся в частном собрании И. Я. И А. Я. Ржевских. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 332.
Сенокос - венец крестьянского трудового лета. В погожие ясные дни необходимо скосить траву и высушить сено. Изнурительный труд с утра до вечера прерывается лишь на короткие передышки. Тогда по-новому воспринимаются аромат благоухающих трав, равнина луга с одинокими березами и перелеском. Слитность человека и природы хорошо передана Морозовым. Наполненная воздухом панорама натурного пейзажа создает ощущение "звенящей тишины", отчасти напоминающее поэтические образы природы в работах художников венецианской школы. Картина с одноименным названием 1861 года хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
Сын художника И. Морозова. Учился в ИАХ (1851/1852-1863) у профессора А. Маркова. В 1857 получил две малые, а в 1858 – малую и большую серебряные медали. В 1861 был удостоен малой золотой медали за картину «Отдых на сенокосе». После окончания ИАХ получил звание классного художника, в 1864 за картину «Выход из церкви, в провинции» (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. В 1863 – участник известного «Бунта 14-ти» во главе с И. Крамским. В том же году стал членом-учредителем Санкт-Петербургской артели художников, которая в 1870 была преобразована в ТПХВ. Основатель и экспонент ТПХВ (с 1873) и Общества русских акварелистов (с 1887). С 1879 – преподаватель в Рисовальной школе ОПХ.
Принимал участие в выставках АХ, ТПХВ, Всероссийской выставке в Москве (1882), во Всемирных выставках в Вене (1873), Париже (1878), Берлине (1886), международных – в Лондоне (1862) и Чикаго (1893). Жил и работал в Петербурге. Неоднократно совершал творческие поездки по России, создал многочисленные пейзажи. Обращался к офорту и миниатюрному портрету. Писал также портреты и жанровые полотна. Представлен в ГРМ, ГТГ, Краснодарском, Козьмодемьянском художественных музеях, Музее петербургской АХ и др.
Первоначальный эскиз-вариант картины, принадлежащей ГТГ, – в ГРМ.
В 1859–1860 Морозов участвовал в конкурсе на малую золотую медаль. Первоначально художнику была задана тема «Сенокос». В это время он создал работу «Отдых на сенокосе» (ГРМ). Впоследствии тема была заменена на историческую. В 1861 Морозов вернулся к старой теме и представил Совету ИАХ картину «Отдых на сенокосе» (ГТГ), за которую был удостоен малой золотой медали.
В ГРМ находится повторение-вариант этого программного произведения, до 1998 хранившийся в частном собрании И. Я. И А. Я. Ржевских. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 332.
Сенокос - венец крестьянского трудового лета. В погожие ясные дни необходимо скосить траву и высушить сено. Изнурительный труд с утра до вечера прерывается лишь на короткие передышки. Тогда по-новому воспринимаются аромат благоухающих трав, равнина луга с одинокими березами и перелеском. Слитность человека и природы хорошо передана Морозовым. Наполненная воздухом панорама натурного пейзажа создает ощущение "звенящей тишины", отчасти напоминающее поэтические образы природы в работах художников венецианской школы. Картина с одноименным названием 1861 года хранится в Государственной Третьяковской Галерее.
Сын художника И. Морозова. Учился в ИАХ (1851/1852-1863) у профессора А. Маркова. В 1857 получил две малые, а в 1858 – малую и большую серебряные медали. В 1861 был удостоен малой золотой медали за картину «Отдых на сенокосе». После окончания ИАХ получил звание классного художника, в 1864 за картину «Выход из церкви, в провинции» (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком. В 1863 – участник известного «Бунта 14-ти» во главе с И. Крамским. В том же году стал членом-учредителем Санкт-Петербургской артели художников, которая в 1870 была преобразована в ТПХВ. Основатель и экспонент ТПХВ (с 1873) и Общества русских акварелистов (с 1887). С 1879 – преподаватель в Рисовальной школе ОПХ.
Принимал участие в выставках АХ, ТПХВ, Всероссийской выставке в Москве (1882), во Всемирных выставках в Вене (1873), Париже (1878), Берлине (1886), международных – в Лондоне (1862) и Чикаго (1893). Жил и работал в Петербурге. Неоднократно совершал творческие поездки по России, создал многочисленные пейзажи. Обращался к офорту и миниатюрному портрету. Писал также портреты и жанровые полотна. Представлен в ГРМ, ГТГ, Краснодарском, Козьмодемьянском художественных музеях, Музее петербургской АХ и др.