Поленов часто обращался к повторению своих произведений. Коллекции Русского музея принадлежит один из поздних вариантов его широко известной картины 1878 года «Московский дворик». Художник изображает типичный уголок старой Москвы. Поэзия мирного бытия, радостное мироощущение, любование неспешным, чуть ленивым течением жизни наполняют полотно. Пейзаж и жанр выступают в тесной взаимосвязи. Особое значение картины и для творчества художника, и для русского пейзажа заключается в том, что в ней мастерство Поленова-пленэриста раскрылось в полной мере. Избегая темных тонов, он пишет светлыми красками, приглушая их рефлексами, избегает контрастов цвета. Живопись пронизана светом, пространство наполнено воздухом. Картина стала своего рода символом старой Москвы. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 213.
Живописец. Автор картин на исторические и бытовые темы, пейзажей. Занимался иллюстрацией.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Народный художник РСФСР (1924). Родился в Петербурге. Брал уроки у П. П. Чистякова и Ф. И. Иордана (1859-1861), в Академии художеств учился у П. В. Басина, Ф. А. Бруни, Т. А. Неффа (1863-1871). Пенсионер Академии в Германии, Франции и Италии (1872-1876), участвовал добровольцем в сербско-черногорско-турецкой войне (1876) и как художник-корреспондент в русско-турецкой войне (1877-1878).
Действительный член Академии художеств (с 1893). Вышел из состава Императорской Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Совершил путешествия по Ближнему Востоку, Греции (1881-1882, 1899, 1909), побывал в Италии (1883-1884, 1894-1895). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882-1895). С 1917 жил в усадьбе "Борок" (ныне Поленово, Тульской обл., где с 1939 открыт музей-усадьба).
Vasily Polenov often repeated his most successful works. Depicting a typical corner of old Moscow, this is a later version of one of the artist’s most famous paintings — Moscow Courtyard (1878, Tret. Gal.). Combining elements of a landscape and genre scene, the canvas is filled with the poetry of a peaceful existence and the virtues of a lazy existence. Polenov fully reveals his mastery of plein-air painting in this work, making it one of the most important canvases in his oeuvre and in the history of Russian landscape painting in general. The artist works in light colours, softening the reflections and avoiding dark tones and bright patches. Permeated with light and air, this picture is a symbol of old Russia. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 213.
Painter, draughtsman, landscape painter, author of works on biblical subjects. Took lessons from Pavel Chistyakov (1859-61) and studied at the Imperial Academy of Arts (1863-67). Graduated from the legal faculty of the St Petersburg University (1871). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany, Italy, France and Britain (1872-76). Academician (1876), professor of the Imperial Academy of Arts (1892). Member of the Abramtsevo circle (from 1873). Helped to found Sawa Mamontov''''s Russian Private Opera in Moscow (1884). Contributed to many exhibitions. Taught at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1882-94). People''''s Artist of Russia (1926). Opened a museum at the Borok estate (now the Vasily Polenov Estate Museum).