Васнецов Аполлинарий Михайлович

Северный край


Год создания: 1898–1899

Размер: 178 х 250

Техника: Холст, масло


В творчестве А. М. Васнецова проявилась неоромантическая тенденция русской пейзажной живописи рубежа XIX—XX вв. Развитию его таланта способствовали уроки брата — известного художника В. М. Васнецова, а также атмосфера творческих поисков, свойственная Мамонтовскому кружку, полноправным участником которого в начале 1880-х гг. был этот не получивший систематического профессионального образования юноша из вятской деревни Рябово, увлекавшийся отечественными древностями. И. Е. Репин и В. Д. Поленов становятся его наставниками.

Прославившим художника картинам о Москве XVII столетия в 1890-х гг. предшествовала группа полотен крупного формата, эпически трактовавших образы Урала, Сибири и Севера. Одно из них – «Северный край». Картина написана художником по материалам поездок на Урал (1899). Она завершает цикл монументально-эпических картин, посвященных Уралу и Сибири (к циклу относятся также картины: "Кама", "Тайга", "Озеро"). В автобиографии художник писал: "Характер Урала, где жил мой брат Аркадий, и его природа очень напомнили мне Вятский край. Те же хвойные леса, увалы, только грандиозных размеров, а леса – щетина тайги по хребтам гор: вместо одиночек елей – гиганты кедры. Они напомнили мне мое милое Рябово". 

В этой работе А. М. Васнецов предстаёт зрелым мастером со своей сложившейся художественной системой. Перед зрителем разворачивается панорама сибирских просторов с полноводной и величавой рекой, уходящей за горизонт. В её спокойных водах отражается суровое вечернее небо. Бесконечный лесной пейзаж предстаёт загадочным и таинственным. Художник использовал напряжённую цветовую гамму, передающую состояние природы в ожидании ночи. Тёмно-зелёные, серые, синие и багряные тона "северного края" создают настроение тревоги и мощи, завораживая зрителя. 

Vasnetsov Apollinarius

The Northern Land


Technique: Oil on canvas


In the Vasnetsov’s works there was neo-romantic tendency of Russian landscape painting of the turn of the 19th – 20th centuries. The development of his talent was promoted by the lessons of his brother - the famous artist Viktor Vasnetsov. This young man from Ryabovo village in Vyatka region, who didn’t get a systematic professional education, was fond of Russian ancientry. He was also influenced by the atmosphere of creative research in the Mamontov circle, whose full-fledged participant in the early 1880s he was. Ilya Repin and Vasily Polenov became his mentors.

The paintings of the 17th century Moscow made in the 1890’s , which glorified the artist were preceded by the group of large-format paintings that epically interpreted images of the Urals, Siberia and the North. One of them is “The Northern Land". Vasnetsov produced the painting on the base of the materials from his trips to the Urals (1899). It completes the series of monumental epic paintings dedicated to the Urals and Siberia (the series also includes the paintings "Kama", "Taiga", "Lake"). In his autobiography the artist wrote: "The character of the Urals, where my brother Arkady lived, and its nature strongly reminded me of Vyatka region. The same coniferous forests, hills, but only of great sizes, and the forests - the bristle of the taiga along the mountain ridges: instead of lone firs there are giant cedars. They reminded me of my dear Ryabovo."


In this work Vasnetsov shows himself as a mature master with his own well-established artistic system.

The panorama of the Siberian vastness with a deep and majestic river turning away behind the horizon opens to the viewer.

A severe evening sky reflects in its calm waters. The endless forest landscape appears to be mysterious. The artist used a tense range of colors, conveying the condition of nature in anticipation of the night. Dark green, gray, blue and scarlet tones of the "northern land" create the mood of anxiety and power, captivating the viewer.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library