Шишкин И. И.

Сныть-трава. Парголово


Этюд

1884/1885?

Масло, холст, наклеенный на картон. 35 x 58,5


Только в творчестве Шишкина иллюзорная реальность достигала наивысшего уровня живописного воплощения. Произведения мастера почти не уступали по количеству и качеству живописных деталей его графическим работам. Подтверждением служат камерные этюды «Сныть-трава. Парголово» (1884(5?)) и «Травки» (1892), в которых автор фиксирует многообразие растительного мира, будто случайно увиденное на лесной полянке. Сергей Кривонденченков. Собрание живописи Шишкина в Русском музее // Иван Иванович Шишкин. 1832–1898. Картины, рисунки и акварели, гравюры из фондов Русского музея. СПб, 2020. С. 8.

Никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. Восхищаясь острой наблюдательностью и уверенностью, с которой работал художник, И. Н. Крамской писал: "Когда он перед натурой, <...> то точно в стихии своей: тут он и смел, и ловок, не задумывается". Никакой приблизительности в изображении природы — такова была основополагающая установка мастера. В этюде "Сныть-трава. Парголово" проявились присущее пейзажисту живое чувство природы, умение изобразить ее с почти иллюзорной точностью, способность находить красоту в самом обыденном, неприметном на первый взгляд. При этом, изображая небольшой уголок природы, Шишкин создает цельное, законченное в своей образной основе произведение.

Шишкин Иван Иванович
1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Живописец-пейзажист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856-1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.

Живописные произведения «патриарха лесов» занимают неизменно почетное место в залах Русского музея (см. виртуальный тур - зал 27 Михайловского дворца), а коллекция его работ постоянно пополняется и сейчас насчитывает несколько десятков превосходных полотен. 

Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов – находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно – в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина – „Бурелом“ (1867) и „У истока ручья“ (1883). В 1905—1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя – из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили „оригиналами“ для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием „Зимние эффекты“, содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году – из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21.

Shishkin I. I.

Goutweed. Pargolovo


Study

1884 (1885?)

Oil, canvas, pasted on cardboard. 35 x 58,5


Ivan Shishkin attached great importance to an intent study of nature. Ivan Kramskoi appreciated his close attention to detail and confident style: “When he stands before nature … he is exactly in his element. He is audacious, artful and does not hesitate.” The master’s fundamental principle was no approximation in the representation of nature. This particular study demonstrates the landscapist’s ability to depict life with almost photographic precision, revealing the beauty of the everyday and seemingly unremarkable. Depicting a small corner of nature, Shishkin creates a minor masterpiece.

Shishkin Ivan Ivanovich
1832, Yelabuga (Vyatka Gubernia) -1898, St Petersburg

Painter, draughtsman, engraver, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1852-1855) and the Imperial Academy of Arts (1856-1860). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany and Switzerland (1862-1865). Worked in the studio of Rudolf Roller in Zurich (1863), painted studies in the Teutoburg Forest (1864). Lived in Dusseldorf (1864-1865). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870-1898). Professor (1873). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Head the landscape studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1895, 1897). Contributed to the World Exhibitions in Paris (1867, 1878), London (1872) and Vienna (1873). Lived in St Petersburg. 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library