Шишкин И. И.

Травки


1892

Холст, масло. 24,7 x 39,6


В 1890-е годы были организованы две выставки работ художника. На выставке 1893 г. демонстрировались этюды, сделанные лишь в течение последних летних и осенних месяцев. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только оставшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже давно достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. Вместе с тем они свидетельствовали о том, сколь принципиально важной была для Шишкина эта область художественной деятельности. Живописное мастерство художника проявлялось, прежде всего, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Все его этюды лучшей поры творчества отличаются обостренным чувством формы и фактуры предмета при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.

Восхищение природой у Шишкина с годами не притуплялось. Поэтому так художественно совершенны все его этюды и самых поздних лет, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция. Маленький этюд „Травки“ (1892) пленяет тонкостью и изяществом, бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм.

Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 18.



Шишкин Иван Иванович
1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Живописец-пейзажист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1865). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Н. Мокрицкого (1852-1856), в Академии художеств у С. М. Воробьева (1856-1860). Совершенствовался в Германии, Франции (1862-1865), посетил Чехию, в Цюрихе работал в мастерской Р. Коллера, где освоил технику офорта. Профессор Академии (с 1873). Член Общества аквафортистов. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий метод основан на углубленном изучении натуры. Создал монументальные величественные образы русской природы.

Живописные произведения «патриарха лесов» занимают неизменно почетное место в залах Русского музея (см. виртуальный тур - зал 27 Михайловского дворца), а коллекция его работ постоянно пополняется и сейчас насчитывает несколько десятков превосходных полотен. 

Графическое наследие выдающегося мастера исключительно богато. Значительная часть этого грандиозного наследия – более полутора тысяч листов – находится ныне в собрании Русского музея. Музейная коллекция формировалась постепенно – в течение восьмидесяти шести лет. Начало было положено в 1898 году, когда княгиня М. К. Тенишева передала в дар вновь открытому музею в числе других работ два рисунка Шишкина – „Бурелом“ (1867) и „У истока ручья“ (1883). В 1905—1906 годах множество прекрасных рисунков было приобретено у свояченицы и хранительницы работ художника Виктории Антоновны Лагоды. В 1918 году важным поступлением стали преимущественно станковые рисунки из коллекции Е. Е. Рейтерна, а еще десять лет спустя – из собрания С. С. Боткина. В конце 1920-х годов несколько ценных листов были переданы из библиотеки Академии художеств, где они долгие годы служили „оригиналами“ для учеников. Из той же академической библиотеки поступил интереснейший альбом под названием „Зимние эффекты“, содержащий пятьдесят пять набросков и эскизов художника. Поступили рисунки и из ликвидированного в 1931 году музея Общества поощрения художеств, и в 1935 году – из историко-бытового отдела. Наконец (не считая единичных приобретений у частных лиц), в 1963 году Музей приобрел несколько сот рисунков преимущественно рабочего характера и пять дорожных альбомов у Т. Л. Ринкевич. Так сложилась эта уникальная коллекция, которая позволяет всесторонне представить все периоды творчества мастера в его наиболее характерных проявлениях в рисунке. Ирина Шувалова. «Музыка карандаша» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 21.

Shishkin I. I.

Травки


1892

Oil on canvas. 24,7 x 39,6


В 1890-е годы были организованы две выставки работ художника. На выставке 1893 г. демонстрировались этюды, сделанные лишь в течение последних летних и осенних месяцев. Они свидетельствовали о многообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только оставшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже давно достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. Вместе с тем они свидетельствовали о том, сколь принципиально важной была для Шишкина эта область художественной деятельности. Живописное мастерство художника проявлялось, прежде всего, в процессе прямого общения с природой. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Все его этюды лучшей поры творчества отличаются обостренным чувством формы и фактуры предмета при сохранении строгого, реалистически точного рисунка.

Восхищение природой у Шишкина с годами не притуплялось. Поэтому так художественно совершенны все его этюды и самых поздних лет, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция. Маленький этюд „Травки“ (1892) пленяет тонкостью и изяществом, бережно-любовным воспроизведением мельчайших растительных форм.

Ирина Шувалова. «Что может быть лучше природы!» // Иван Шишкин из собраний Русского музея и Третьяковской галереи. СПб, 2008. С. 18.



Shishkin Ivan Ivanovich
1832, Yelabuga (Vyatka Gubernia) -1898, St Petersburg

Painter, draughtsman, engraver, landscapist. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1852-1855) and the Imperial Academy of Arts (1856-1860). Fellow of the Imperial Academy of Arts in Germany and Switzerland (1862-1865). Worked in the studio of Rudolf Roller in Zurich (1863), painted studies in the Teutoburg Forest (1864). Lived in Dusseldorf (1864-1865). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870-1898). Professor (1873). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893). Head the landscape studio at the Imperial Academy of Arts (1894-1895, 1897). Contributed to the World Exhibitions in Paris (1867, 1878), London (1872) and Vienna (1873). Lived in St Petersburg. 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library