Суриков В. И.

Степан Разин


1906 (частично переписана в 1910)

Холст, масло. 318 х 600

Пост. в 1918 году из собрания В. Г. Винтерфельда


Степан Разин (1630–1671). Родился в станице Зимовейская на Дону (там же позднее родился Емельян Пугачев). Донской казак, атаман. В 1662–1663 годах командовал казачьими войсками в походе против Крымского ханства. В 1667 году собрал большой отряд, с которым совершил путешествие вверх по Дону, занимаясь грабежом зажиточных поселений («поход за зипунами»). В 1667–1669 годах предпринял так называемый персидский поход на города западного побережья Каспийского моря, разбил иранский флот. Убийство атаманом дочери погибшего персидского флотоводца Менедхана, 15-летней персидской княжны, стало сюжетом песни «Из-за острова на стрежень». В 1670–1671 годах был предводителем крупнейшего в истории допетровской России восстания. 6 (16) июня 1671 года четвертован на Красной площади в Москве. Герой фольклора, профессиональной поэзии и первого российского кинофильма (1908). А. С. Пушкин в одном из писем замечал: «Стенька Разин, единственное поэтическое лицо русской истории». Юлия Ходько // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 151.

Атаман Степан Разин — предводитель крестьянского восстания, охватившего в 1669-1671 годах все Поволжье. Восстание было жестоко подавлено, а Разин был публично казнен в Москве. Личность Разина оставила глубокий след в народной памяти — о нем создавались песни и сказания, с ним были связаны мечты о лучшей и свободной жизни. И потому, наверное, не случайно, Суриков направляет струг атамана в бескрайний волжский простор.

Грандиозная фигура Сурикова как исторического живописца часто заслоняет его портретное творчество. Но вряд ли будет преувеличением сказать, что все картины художника на сюжеты из русской истории в высшей степени «портретны». Их основу составляет именно портретный материал, тщательно переработанный в искомые образы. Лицо, по выражению Т. Л. Карповой, у Сурикова «становится искомым „замковым камнем“ картины, ее нервом»*. Подобный метод работы, когда Сурикову приходилось просматривать бесчисленное множество лиц, делать с них десятки и сотни подготовительных этюдов, первоначально ослаблял интерес художника к портрету как к самостоятельному жанру. Там же. С. 17.

* Карпова Т. Л. Портретная концепция В. И. Сурикова // В. И. Суриков. Близкое былое [Сборник материалов конференции «В. И. Суриков и художественная культура его времени»] / Ред.-сост. Т. Л. Карпова. М., 2009. С. 147.

Успехи при Дворе отнюдь не сделали Сурикова придворным мастером, о чем красноречиво говорили его дальнейшие творческие планы. В них он поспешил снова обратиться к дорогой ему истории казачества, с которым чувствовал свою неразрывную родовую связь вплоть до того, что, по воспоминаниям художника Василия Рождественского, даже сидел «прямо, собранно, как казак в седле»*. Согласно своей концепции не судить, а прозревать, «угадывать» историю, Суриков на этот раз обратился к воссозданию образов антиподов Ермака — тех, кто, возмущаясь несправедливостью социального устройства, бунтовал против государства и расшатывал его устои. Тема эта в начале 1900-х годов, то есть в преддверии бурных революционных событий, все более обретала актуальность, но, конечно, уже не сулила лавров в официальных кругах, тем более что современное Сурикову казачество уже давно воспринималось верным слугой «царю и Отечеству» и силой сугубо реакционной. Художник, работая над образом Разина, постепенно эволюционировал от романтического представления о нем как популярном фольклорном персонаже известной песни «Из-за острова на стрежень» к осознанию исторического масштаба его личности как мятежного предводителя казацко-крестьянского войска. Тем не менее, несмотря на старания мастера, картина все же получила налет необычного для Сурикова романтического флера. И главной причиной этого можно назвать необоримое обаяние стереотипа, сложившегося в XIX веке под влиянием исторических легенд и литературно-поэтического творчества. Все художники, обращавшиеся к данной теме (Александр Александров, Гавриил Горелов, Михаил Нестеров, Борис Кустодиев и другие), упорно прибегали к одной и той же сюжетной трактовке темы, представлявшей Разина с ватагой казаков плывущим по Волге на корабле. Не стал оригинальничать и Суриков, создавший в результате добротное, блестящее по живописи, композиционной и психологической разработке, но похожее на гигантскую иллюстрацию полотно, где черты главного героя, погруженного в тяжелые думы, неуловимо напоминали самого автора**. Суриков потом иронично посмеивался над публикой, будто бы искавшей на картине волны от брошенной в воду персидской княжны***, которая, действительно, присутствовала на первом эскизе произведения (1887, ГТГ), однако вряд ли такую зрительскую реакцию можно было считать неадекватной. В конечном счете «Степан Разин», долго не удовлетворявший самого художника и позднее даже частично им переписанный, не получил каких-либо нареканий политического характера и даже был отправлен в 1911 году в составе русского отдела на Международную выставку в Рим, с которой тогда же со скандалом сняли картину одного из любимых репинских учеников Гавриила Горелова «Осмеяние трупа Ивана Милославского» (1911, ГРМ), как дискредитировавшую личность Петра Великого. Павел Климов // Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения. СПб, 2023. С. 16.

* Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 289.
** Об автопортретности образа Степана Разина писала, например, Г. Л. Васильева-Шляпина. См.: Васильева-Шляпина Г. В. Суриков: в поисках главного героя к заветной картине (к вопросу о создании «Степана Разина») // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция, 2013. Красноярск, 2015. С. 29.
*** Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике / Вступ. ст. С. Н. Гольдштейн, Н. А. Радзимовской. Сост. и коммент. С. Н. Гольдштейн, Н. А. и З. А. Радзимовских. Л.: ЛО «Искусство», 1977. С. 189.



Суриков Василий Иванович
1848, Красноярск – 1916, Москва

Живописец, рисовальщик, акварелист.

Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903). Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н. В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П. И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П. М. Шамшина, П. П. Чистякова, Б. П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф. А. Бруни. Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников". Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Surikov V.I.

Stepan Razin


The painting was partially re-made in 1910

1906

Oil on canvas.

Received in 1918


Chieftain Stepan Razin was a head of a peasants uprising that spread over the whole Volga region in 1669-1671. The uprising was violently crushed, and Razin was publicly executed in Moscow. However, his image remained in the people’s memories for a long time. He became a hero of songs and tales, a beacon of better and freer life. This is why in Surikov’s painting the chieftain’s strug (a Russian broad-bottom sailing and rowing ship) leaves for the wide open space of the Volga.



Surikov Vasily Ivanovich
1848, Krasnoyarsk - 1916, Moscow

Studied in Krasnoyarsk, at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists (1869) and under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1869-75). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (from 1881) and the Union of Russian Artists (from 1908). Full member of the Imperial Academy of Arts (1893), academician (1895). Visited Western Europe and Siberia. Lived in Moscow (from 1877). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library