В картине «Витязь на распутье» художник дает вольную интерпретацию былины «Три поездки Ильи Муромца». Он показывает богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному». Васнецов трактует легенду как реальное событие, изображая витязя в этнографически и исторически достоверных «богатых азиатских доспехах», в естественной пейзажной среде, и достигает «сильного исторического настроения» и убедительности. Противопоставляя светлые и темные силы, Васнецов использует литературные приемы: светлая фигура рыцаря на белом коне и камень со зловещим черным вороном, разбросанные по степи кости и черепа. Трактовка пейзажа — бескрайняя степь, ассоциирующаяся с бескрайностью российских просторов, и одиночество тяжеловесной фигуры витязя на коне придают картине эпическое звучание. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 237.
1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции "Витязя". В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.
«Два богатыря». Васнецов и Врубель. Онлайн-курс «Я и картина» (16:42) |
Творческая мастерская "Конь богатырский". Онлайн-курс «Я и картина» (2:42) |
Живописец, график, монументалист, автор картин на исторические и жанровые темы, церковных росписей, иллюстратор, художник театра.
Сын сельского священника. Брат А. М. Васнецова. С 1858 до середины 1867 учился в Духовном училище, потом в семинарии в Вятке. В 1867–1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского, в 1868–1874 (с перерывами) в Императорской Академии художеств у П. П. Чистякова, П. В. Басина, В. П. Верещагина. В 1876–1877 совершил поездку в Париж. С 1878 жил в Москве. С начала 1880-х принимал участие в деятельности Абрамцевского кружка. Экспонент выставок Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Московского общества любителей художеств, «Мир искусства» и др. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896), картонов для мозаик Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения Христова в Петербурге (1893–1901), собора Александра Невского в Варшаве (1906–1911). По его проектам построена церковь в Абрамцеве (1881–1882), фасад Государственной Третьяковской Галереи (1900). Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893, в 1905 отказался от звания).
Victor Vasnetsov’s painting is a free interpretation of the Russian traditional legend of The Three Journeys of Ilya Muromets. The artist depicts the hero in a moment of reflection, before a stone inscribed with the following words: «If you go straight ahead, there will be no life; there is no way forward for he who travels past, walks past or flies past.»
Victor Vasnetsov interprets the legend as a real event, depicting the knight in ethnographically and historically authentic armour and in a natural landscape setting. The artist employs literary devices to contrast the forces of lightness and darkness — the lucid figure of the knight on the white horse, the ominous black raven on the stone, the skull and bones scattered across the steppe. The interpretation of the landscape as the endless Russian plain and the loneliness of the thickset rider on the horse lend an epic ring to the picture. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 235.
Painter, author of pictures on themes of Russian history and folklore, genre artist, portraitist, theatrical designer. Studied under Nikolai Chernyshev at the Vyatka Theological Seminary (1860s) and under Ivan Kramskoi (1867-68), Pyotr Basin (1868-75, with intervals), Vasily Vereschagin and Pavel Chistyakov at the School of Drawing, Society for the Encouragement of Artists. Contributed to exhibitions (from 1869). Member of the Abramtsevo circle (from 1881). Visited Paris (1876-77) and Italy (1885).