В каждом регионе рубахи имели особенности покроя и цветового решения, неповторимый декор. В зависимости от назначения рубахи ее украшали либо скромно, помещая на подоле и плечах узкие узорные полосы, либо покрывая орнаментом рукава, подол, ворот и нагрудную часть обрядовых и праздничных одежд. Эти мотивы в древности имели значение символов плодородия, выполняли охранительную функцию.
По покрою широко распространены рубахи с прямыми поликами.
— прямоугольными, мелко сосборенными у ворота плечевыми деталями, которые нередко подчеркиваются цветом — их делают из яркого кумача. Встречаются также рубахи без поликов, с густыми мелкими сборками у ворота. Часто ворот рубахи заложен сотнями мельчайших сборок глубиной около миллиметра, что не только придает ткани особую пластическую выразительность, но и позволяет достичь немалой ширины подола, а следовательно, и свободы движений. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII – XX веков. СПБ, 2015. – . СПб, 2013. С.123.
Живописец.
Учился в Московском училище живописи и ваяния (1851-1858), в Императорской Академии художеств (1858-1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Академик (с 1867), профессор (с 1869). Член Петербургской Артели художников (1863). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1870), Петербургского общества художников (1898). Участник выставок с 1860: в Императорской Академии художеств (1860-1873, 1881, 1890, 1892), Товариществе передвижных художественных выставок (1874, 1879-1883, 1897), Обществе русских акварелистов (1885-1891, 1901), всероссийских в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Всемирной в Антверпене (1885) и других.
Shirts had particular cuts and colors in every region. Depending on the purpose they were either modestly decorated with narrow strips of pattern on the hem and the shoulders, or covered with ornaments on the sleeves, hem, collar and breast as part of the festive costume. In ancient times these motifs were considered symbols of fertility and warded off bad luck.
Shirts were commonly cut with straight insets — straight shoulder parts, finely stitched at the collar, often accentuated with color — made from bright red calico. There are also shirts without insets, with thickly gathered ruffles at the collar. Shirts collars often have hundreds of tiny ruffles about a millimeter deep which not only give the cloth certain flexibility, but also allow for a wider hem, making the clothing more comfortable to move in.
Painter, draughtsman, watercolourist; portraitist, genre artist, author of painting on historical themes. Studied under Mikhail Scotti, Sergei Zaryanko at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1851–1858), under Alexei Markov at the Imperial Academy of Arts(1858–1863). Minor gold medal (1862) for Agents of the False Dmitry Kill the Son of Boris Godunov. Contributed to exhibitions (from 1860). One of “the rebellious fourteen” (1863). Academician (1867), professor (1869). Member of the St Petersburg Artel of Artists (1863). Founding member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1870) and the St Petersburg Society of Artists (1898).