Козловский М. И.

Екатерина II в образе Фемиды


1796

Мрамор. 144 х 83 х 85

Пост.: 1936 из Мраморного дворца, Ленинград


В скульптурных изображениях императрицы Екатерины II варьируется персонифицированный аллегорический образ идеальной государственной власти, который создавало общественное сознание и, в значительной степени, формировала сама императрица. В эволюции этого образа, наряду с другими явлениями, нашло отражение возникновение и развитие классицизма в изобразительном искусстве России последней трети XVIII века.

М. И. Козловский в мраморной статуе, законченной в год смерти Екатерины (1796), представил ее с весами и мечом —аллегорическими атрибутами Фемиды — в греческой мифологии богини Правосудия, законного порядка.

Екатерина II (Великая; 1729—1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей. В первые годы правления придерживалась политики "просвещённого абсолютизма", но после крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева (1773—1775) и Великой французской буржуазной революции (1789) была вынуждена ужесточить режим. Вела победоносные войны с Турцией (1768—1774; 1787—1792) и Швецией (1788—1790). В годы ее правления в состав России вошли Крым (1783), Северное Причерноморье, Прибалтика, восточные части Польши, Алеутские острова, созданы русские поселения на Аляске, взята под покровительство Восточная Грузия. Престиж России в Европе многократно вырос. Ольга Савенкова. Каталог выставки в Малаге "Династия Романовых". 2017. С. 229.



Козловский Михаил Иванович
1753, Санкт-Петербург – 1802, Санкт-Петербург

Скульптор, рисовальщик.

Учился в Императорской Академии художеств (1764–1773) у Н. -Ф. Жиле. Неоднократно награждался серебряными и золотыми медалями, получив по окончании обучения звание классного художника 1-й степени и право на заграничное пенсионерство. Совершенствовался в Италии и Франции. Назначенный (1780) за пенсионерскую работу «Юпитер с Ганимедом» (не сохранилась). Принимал участие в декоративном убранстве Мраморного дворца и Концертного зала в Царском Селе (начало 1780-х), создал мраморные статуи «Бдение Александра Македонского» и «Екатерина II в образе Минервы» (обе – Русский музей). Находился в Париже (1788–1790), где исполнил ряд значительных произведений. Академик, профессор (1794). Член Совета Академии художеств (1795). Начал преподавать в скульптурном классе (с 1799 – старший профессор), в числе его учеников были скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов. Работая в области станковой пластики, исполнил ряд портретов и серию терракотовых эскизов на сюжет «Илиады» Гомера (середина 1790-х, Русский музей). Среди его монументальных произведений наиболее значительны – памятник А. В. Суворову для Петербурга (1799–1801), группа «Самсон, раздирающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе (1800–1801), надгробие П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, оба – в Александро-Невской лавре).

Kozlovsky M. I.

Catherine the Great as Themis


1796

Marble.


Catherine II (the Great; 1729–1796), née Princess Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, was born in the Prussian city of Stettin. In 1744, she arrived in Russia as the bride of Grand Duke Pyotr Fyodorovich, the future Emperor Peter III. That same year, she converted to Russian Orthodoxy and took the name Ekaterina Alexeevna. She married Pyotr Fyodorovich in August 1745. In 1754, she gave birth to an heir, the future Emperor Paul I. The relationship with her husband did not work out, and he planned to have her sent to a convent. In the summer of 1762, she led a conspiracy with his guards and overthrew Peter III, becoming Empress. In the first years of her reign, she adhered to a policy of "enlightened absolution", but after the peasant rebellion led by Emelyan Pugachev (1773–1775) and the French Revolution (1789), she was forced to toughen her regime. She led victorious campaigns against Turkey (1768‒1774; 1787–1792) and Sweden (1788–1790). During her reign, Crimea (1783), the Northern Baltic Sea, the Baltic states, the eastern part of Poland and the Aleutian Islands became part of Russia. Russian settlements were established in Alaska. Russia's prestige in Europe increased manifold. Catherine II is depicted with the Order of St Andrew (ribbon, star and cross). 

The personified allegoric representation of an ideal ruler varies in the sculptures of Catherine the Great.  This ideal ruler was created by the public opinion and, in large part, by the Empress herself. The evolution of this image, along with other events, showed the emergence and the development of classicism in the Russian arts at the end of the 18th century.

Mikhail Kozlovsky sculpted this marble statue during the year following the death of the Empress. He represented her with a pair of scales and a sword, which are the allegoric attributes of Themis. In the Greek mythology, Themis is the goddess of justice, keeper of the law.



Kozlovsky Mikhail Ivanovich
1753, St. Petersburg - 1802, St. Petersburg

Sculptor, draughtsman. Studied in Imperial Academy of Arts (1764–1773) under Nicolas-François Gillet. Received multiple silver and gold medals, graduated as class painter of the first grade and right to a foreign funded trip. Mastered in Italy and France. In 1780 became appointed for work “Jupiter with Ganymede” (lost). Participated in decoration of the Marble Palace and Concert Hall in Tsarskoye Selo (beginning of 1780s), created marble statues “The Vigil of Alexander the Great” and “Catherine the Great as Minerva” (both belong now to the Russian Museum). In 1788–1790 stayed in Paris, where created a number of significant works. Academician, professor (1794). Member of Board of Academy of Arts (1795). Started professing in class of sculpture (since 1799 – senior professor); among his students were sculptors Vasily Demut-Malinovsky and Stepan Pimenov. While working in the field of indoor plastics, he created a number of portraits and a set of terracotta sketches on the plot of Homer’s “Iliad” (middle of 1790s, now exhibited in the Russian Museum). Among his most distinguished works are the monument to Alexander Suvorov in Saint Petersburg (1799–1801), group “Samson Slaying the Lion” for the Grand Cascade in Peterhof (1800–1801), grave stone of Pyotr Melissino (1800) and Sofya Stroganova (1802, both located in Alexander Nevsky Monastery). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library