Императорская (Петербургская) шпалерная мануфактура

Полтавская баталия


Шпалера

1764

Шерсть, шелк, ткачество. 317 х 408

Императорская шпалерная мануфактура

Пост.: 1935 из ГЭ


Шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году. Баталии – новый жанр в русском искусстве, вызванный к жизни блестящими победами русской армии в Северной войне. Победа под Полтавой особенно часто воплощалась во всех видах искусства, в том числе и в ткачестве. "Полтавская баталия" по своим масштабам и качеству исполнительского мастерства – одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры.

В центре шпалеры – конный портрет Петра I – монументальный убедительный образ полководца. Фигура императора на вздыбленном гнедом коне эффектно изображена на фоне сражения. Автору и исполнителям шпалеры удалось найти необходимую степень обобщения и достичь монументальности, необходимой для работ подобного рода, создав скупыми средствами ковроткачества выразительный художественный образ.

Первоначально шпалеру окружал широкий бордюр с изображением гербов российских городов. Когда и при каких обстоятельствах шпалера лишилась этого эффектного обрамления, сказать трудно. Известно, что до 1863 ковер находился во владении петербургского мебельного фабриканта Тура, а затем до 1912 украшал стены Петровского дворца на Петровском острове. В настоящее время фрагменты бордюра хранятся в ГРМ и в Историческом музее в Москве.

Мастерство исполнения позволяет отнести эту шпалеру к числу интереснейших памятников русского декоративного искусства ХVIII века. 

Полтавская битва — генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией под командованием Карла XII. Битва состоялась 27 июня (8 июля) 1709 года в нескольких верстах от города Полтава. Разгром шведской армии привёл к перелому в Северной войне в пользу России.

Императорская (Петербургская) шпалерная мануфактура
1717‒1859, Санкт-Петербург

Основана в 1717 по инициативе Петра I. Первоначально „Шпалерный мануфактурный двор" размещался в Калинкиной деревне вблизи Екатерингофского дворца. В 1730 шпалерные мастерские переместились в Петербург на Первую Береговую (ныне Шпалерную) улицу Литейной части столицы. В 1859 мануфактура была закрыта как убыточное предприятие. Елена Иванова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 304.

Императорская шпалерная мануфактура была создана по указу Петра I в Петербурге. В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства. 

Начиная со второй половины XVII века шпалеры (настенные безворсовые ковры с сюжетным или орнаментальным рисунком, вытканные ручным способом) в качестве посольских даров из стран Западной Европы стали появляться в России. В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства.

К раннему периоду деятельности мануфактуры относятся шпалеры «Вирсавия у фонтана» (1727) (исполнена Антоном Афанасьевым) и «Орел» (1733). Уже к 1730–1740-м все работы на Императорской мануфактуре велись исключительно силами русских специалистов, достигших значительных успехов в овладении сложным и трудоемким мастерством шпалерного ткачества. В эти годы в штате мануфактуры числилось около 40 ткачей, которые создавали сложные многофигурные произведения. В числе них и шпалера «Время, срывающее оковы с веры или Мученичество» (1732).

Вторая половина XVIII века – время дальнейшего совершенствования производства на Петербургской шпалерной мануфактуре. Здесь было создано большое количество работ, различных по сюжетам и художественным задачам. Среди произведений этого времени особое место занял жанр портрета, который требовал от мастера точности рисунка, виртуозности исполнения, владения высокими профессиональными навыками. Этот наиболее сложный в исполнении жанр, до сих пор практически не распространен в шпалерном ткачестве. Как правило, на Петербургской шпалерной мануфактуре создавались портреты царствовавших особ, членов их семьи и лиц, тесно связанных с придворным окружением. Примером могут служить парадные «Портрет Екатерина II», «Портрет великого князя Петра Федоровича» (оба выполнены с живописных оригиналов Ф. Рокотова), «Портрет Павла I». В этот период, в 1764 году, была создана шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры.

К концу XVIII века в шпалерном ткачестве все ощутимее становилось влияние нового стиля – классицизма, проявившееся в выборе тем и их решении. В это время основной продукцией, производимой на шпалерной мануфактуре, были большого размера многофигурные композиции на мифологические, библейские и евангельские сюжеты. Все большее место, начиная с последней четверти XVIII века и до 1840-х годов, занимали произведения, искусно повторяющие живописные оригиналы известных западных и русских художников. В трактовке образов ощущается явное влияние канонов красоты, сложившихся в Римско-Болонской академии в Италии в конце XVII века. Популярными становятся работы итальянских художников-академистов – братьев Каррачи, Гвидо Рени, а также русских художников академического направления – А. Лосенко, Г. Угрюмова, С. Щедрина.

В поздний период деятельности Петербургской шпалерной мануфактуры продолжали создаваться шпалеры на евангельские темы, которые характеризовались ростом профессионального мастерства русских ткачей, изменением цветового решения в сторону более светлых красок, сочетанием тончайших цветовых нюансов («Спор отцов церкви о христианском догмате», «Рождество Христово или поклонение пастухов», «Святое семейство»). В 1857 году Петербургская шпалерная мануфактура, просуществовавшая почти полтора столетия, была закрыта, но она внесла существенный вклад в сокровищницу русского искусства, определив направление развития этого вида искусства на многие годы вперед.

Imperial Tapestry Manufactory

Battle of Poltava


Tapestry

1764

Wool, silk, weaving.

Imperial Tapestry Manufactory


The tapestry "Battle of Poltava" is one of the most significant and famous works of St. Petersburg Tapestry Manufactory, which was founded in 1716 on the initiative of Peter the Great. Battle paintings appeared to be a new genre in Russian art, brought to life by the brilliant victories of the Russian army in the Great Northern War. The victory at Poltava was often embodied in all kinds of art, including in weaving. "The Battle of Poltava" is one of the most significant and most famous works of the St. Petersburg Tapestry Manufactory.

In the centre of the tapestry is the equestrian portrait of Peter I, a convincing monumental image of the commander. The figure of the emperor on the rampant bay horse is spectacularly depicted against the background of the battle. The artist and the makers of the tapestry managed to find the necessary degree of generalization and achieve the monumentality necessary for this kind of work, creating an expressive artistic image through the means of carpet making.

Initially, the tapestry was surrounded by a wide frame with the images of the coats of arms of Russian towns. It is difficult to say, when and under what circumstances the tapestry lost this spectacular frame. Until 1863 the St. Petersburg furniture manufacturer Karl Tur owned the carpet. Then until 1912 the carpet decorated the rooms of the Petrovsky palace on Petrovsky island.

The fragments of the frame are currently kept in the State Russian Museum and the Historical Museum in Moscow.

The tapestry is an example of the most interesting monumental Russian decorative art of the 18th century thanks to the mastery of its performance.

Imperial Tapestry Manufactory
1717‒1859, Санкт-Петербург

Основана в 1717 по инициативе Петра I. Первоначально „Шпалерный мануфактурный двор" размещался в Калинкиной деревне вблизи Екатерингофского дворца. В 1730 шпалерные мастерские переместились в Петербург на Первую Береговую (ныне Шпалерную) улицу Литейной части столицы. В 1859 мануфактура была закрыта как убыточное предприятие. Елена Иванова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 304.

Императорская шпалерная мануфактура была создана по указу Петра I в Петербурге. В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства. 

Начиная со второй половины XVII века шпалеры (настенные безворсовые ковры с сюжетным или орнаментальным рисунком, вытканные ручным способом) в качестве посольских даров из стран Западной Европы стали появляться в России. В 1716 году в Париже при посещении Петром I знаменитой Королевской Гобеленовой мануфактуры было набрано несколько опытных ткачей, и с этого времени началась история подготовки отечественных специалистов и формирование российского шпалерного искусства.

К раннему периоду деятельности мануфактуры относятся шпалеры «Вирсавия у фонтана» (1727) (исполнена Антоном Афанасьевым) и «Орел» (1733). Уже к 1730–1740-м все работы на Императорской мануфактуре велись исключительно силами русских специалистов, достигших значительных успехов в овладении сложным и трудоемким мастерством шпалерного ткачества. В эти годы в штате мануфактуры числилось около 40 ткачей, которые создавали сложные многофигурные произведения. В числе них и шпалера «Время, срывающее оковы с веры или Мученичество» (1732).

Вторая половина XVIII века – время дальнейшего совершенствования производства на Петербургской шпалерной мануфактуре. Здесь было создано большое количество работ, различных по сюжетам и художественным задачам. Среди произведений этого времени особое место занял жанр портрета, который требовал от мастера точности рисунка, виртуозности исполнения, владения высокими профессиональными навыками. Этот наиболее сложный в исполнении жанр, до сих пор практически не распространен в шпалерном ткачестве. Как правило, на Петербургской шпалерной мануфактуре создавались портреты царствовавших особ, членов их семьи и лиц, тесно связанных с придворным окружением. Примером могут служить парадные «Портрет Екатерина II», «Портрет великого князя Петра Федоровича» (оба выполнены с живописных оригиналов Ф. Рокотова), «Портрет Павла I». В этот период, в 1764 году, была создана шпалера «Полтавская баталия» — одно из значительных и наиболее известных произведений Петербургской шпалерной мануфактуры.

К концу XVIII века в шпалерном ткачестве все ощутимее становилось влияние нового стиля – классицизма, проявившееся в выборе тем и их решении. В это время основной продукцией, производимой на шпалерной мануфактуре, были большого размера многофигурные композиции на мифологические, библейские и евангельские сюжеты. Все большее место, начиная с последней четверти XVIII века и до 1840-х годов, занимали произведения, искусно повторяющие живописные оригиналы известных западных и русских художников. В трактовке образов ощущается явное влияние канонов красоты, сложившихся в Римско-Болонской академии в Италии в конце XVII века. Популярными становятся работы итальянских художников-академистов – братьев Каррачи, Гвидо Рени, а также русских художников академического направления – А. Лосенко, Г. Угрюмова, С. Щедрина.

В поздний период деятельности Петербургской шпалерной мануфактуры продолжали создаваться шпалеры на евангельские темы, которые характеризовались ростом профессионального мастерства русских ткачей, изменением цветового решения в сторону более светлых красок, сочетанием тончайших цветовых нюансов («Спор отцов церкви о христианском догмате», «Рождество Христово или поклонение пастухов», «Святое семейство»). В 1857 году Петербургская шпалерная мануфактура, просуществовавшая почти полтора столетия, была закрыта, но она внесла существенный вклад в сокровищницу русского искусства, определив направление развития этого вида искусства на многие годы вперед.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library