Бобринский Алексей Григорьевич (1762–1813) — внебрачный сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. Родоначальник рода Бобринских. Первоначально воспитывался в семье гардеробмейстера (затем камергера) В. Г. Шкурина под видом его племянника (сына). В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского – "привенчать" (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х – первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие – угасший в конце XVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то "молодым человеком", то "маленьким господином". Только в апреле 1775 за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 Бобриковской волости в Тульской губернии). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы. С 1796 граф, генерал-майор.
Долгое время считалось, что на портрете изображен великий князь Павел Петрович. Но по стилистическим и технологическим особенностям портрет датируется серединой 1760-х. Между тем такая датировка противоречила прежней идентификации портрета: великому князю, родившемуся в 1754, в это время было около десяти лет, что никак не соответствовало возрасту ребенка на портрете. Несообразно с традиционным определением отсутствие орденов, которые были пожалованы великому князю уже через пять дней после рождения. С ними в силу традиции он изображен на всех без исключения портретах. В пользу того, что в наклейке описка и моделью для портрета служил не великий князь, свидетельствовал целый ряд аргументов. Но поскольку портрет находился в комнатах Екатерины II, ясно, что его персонаж имел к императрице самое близкое отношение.
Живописец-портретист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1765). Родился в имении князя П. И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И. И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А. П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву. Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.
Alexey Bobrinsky (1762- 1813) was the bastard son of Catherine the Great and Count Grigory Orlov and forefather of the Bobrinsky line. He was named after the area of land bestowed on him in 1763. The portrait hung in the private chambers of Catherine II. The Empress's son is wearing a dress, as was the norm, and holding a rattle. His hat, however, is not unlike a military cocked hat, and the red velvet cushion points to the child's Imperial provenance and future military career. Play and Passion in Russian Fine Art. St-Petersburg. 1999. P. 21.
Painter, portraitist. Believed to have studied in his youth under Moscow icon-painters. Moved to St. Petersburg (17505). Studied at the Imperial Academy of Arts (from 1760). Junior assistant (1762). Academician (1765). Returned to Moscow (17605) and worked there as a free artist.