Рокотов Федор Степанович

Портрет А. Г. Бобринского в детстве


Год создания: Середина 1760-х

Размер: 59,5 х 47

Техника: Холст, масло


Бобринский Алексей Григорьевич (1762–1813) — внебрачный сын Екатерины II и Г. Г. Орлова. Родоначальник рода Бобринских. Первоначально воспитывался в семье гардеробмейстера (затем камергера) В. Г. Шкурина под видом его племянника (сына). В 1762—1763 в придворных кругах широко обсуждался так называемый Бестужевский проект, по которому Екатерине предлагалось обвенчаться с Орловым, а Бобринского – "привенчать" (узаконить), и в этот период он в ряде случаев именовался Романовым. В 1770-м, в случае смерти опасно заболевшего великого князя Павла, императрица намеревалась объявить Бобринского наследником престола. При этих обстоятельствах долгое время фамилия мальчика не была определена. В 1760-х – первой половине 1770-х его называют то Шкуриным, то князем Сицким (Сицкие – угасший в конце XVII в., наиболее близкий к Романовым род). В переписке старались вовсе обойтись без фамилии, именуя мальчика то "молодым человеком", то "маленьким господином". Только в апреле 1775 за ним была закреплена фамилия Бобринский (по названию пожалованной ему в 1763 Бобриковской волости в Тульской губернии). По окончании Сухопутного кадетского корпуса выпущен в гвардию. Совершил длительную поездку по России и странам Западной Европы. С 1796 граф, генерал-майор.

Долгое время считалось, что на портрете изображен великий князь Павел Петрович. Но по стилистическим и технологическим особенностям портрет датируется серединой 1760-х. Между тем такая датировка противоречила прежней идентификации портрета: великому князю, родившемуся в 1754, в это время было около десяти лет, что никак не соответствовало возрасту ребенка на портрете. Несообразно с традиционным определением отсутствие орденов, которые были пожалованы великому князю уже через пять дней после рождения. С ними в силу традиции он изображен на всех без исключения портретах. В пользу того, что в наклейке описка и моделью для портрета служил не великий князь, свидетельствовал целый ряд аргументов. Но поскольку портрет находился в комнатах Екатерины II, ясно, что его персонаж имел к императрице самое близкое отношение.

Рокотов Федор Степанович
1732/5?, с. Воронцово, Московская губ. – 1808, Москва
Array

Живописец-портретист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1765). Родился в имении князя П. И. Репнина в с. Воронцово близ Москвы в семье крепостного. В 1760 получил вольную. В том же году поступил в Академию художеств при содействии покровителя – графа И. И. Шувалова, основателя и куратора Академии. Учился у А. П. Антропова, Л. Токке и П. Ротари, позже преподавал (1762–1765). К началу 1760-х завоевал широкую популярность в кругу столичной знати. Около 1767 переехал в Москву. Автор многочисленных камерных интимных портретов современников, в которых нашли отражение просветительские идеалы времени. Созданный им тип портрета пользовался широким признанием и составил целую эпоху в русской портретной живописи. Крупнейший портретист XVIII века, он был вскоре предан забвению и открыт заново лишь спустя столетие, в начале ХХ века.

Rokotov Fyodor Stepanovich

Portrait of Count Alexei Bobrinsky, Illegitimate Son of Catherine II and Count Grigory Orlov, in Childhood


Creation: Середина 1760-х

Size: 59,5 х 47

Technique: Oil on canvas


Alexei Grigoryevich Bobrinsky (1762–1813) was the illegitimate son of  Empress Catherine the Great and Count Grigory Orlov. In 1796 he acquired the title of Count as well as the title of Major general. He was raised in the family of Catherine’s valet, Vasily Shkurin. In 1762–1763 there were discussions about the “Bestuzhevsky Project” according to which Catherine II would marry Orlov and recognize Alextei as her child. In correspondence he was referred to as “a young man” or “a little gentleman”. In 1755 he was given the surname “Bobrinsky” (which originates from the name of the estate in the Tula province granted to him).

Rokotov Fyodor Stepanovich
1732 (1735), Moscow -1808, Moscow
Array

Painter, portraitist. Believed to have studied in his youth under Moscow icon-painters. Moved to St. Petersburg (17505). Studied at the Imperial Academy of Arts (from 1760). Junior assistant (1762). Academician (1765). Returned to Moscow (17605) and worked there as a free artist.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library