Екатерина II Великая (София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, Екатерина Алексеевна, 21 апреля / 2 мая 1729, Штеттин −6/17 ноября 1796, Санкт-Петербург) − дочь принца Христиана Августа Цербcт-Дорнбургского и Иоганны Елизаветы, принцессы Голштейн-Готторпской. С 1742 супруга великого князя Петра Федоровича. Пришла к власти в 1762 в результате дворцового переворота. Царствовала с 28 июня / 9 июля 1762 по 6/17 ноября 1796. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.
Екатерина II (Великая; 1729-1796) — урожденная принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская. Родилась в немецком городе Штетине. В 1744 году прибыла в Россию как невеста великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. В том же году приняла православие с именем Екатерины Алексеевны и венчалась с Петром Федоровичем в августе 1745. В 1754 году родила наследника, будущего императора Павла I. Отношения с мужем у нее не сложились, и Петр III намеревался отправить жену в монастырь. Летом 1762 года возглавила заговор гвардейцев и свергла Петра III, став императрицей.
Виртуозно набранная мозаика была преподнесена императрице 22 сентября 1763 "на торжественный праздник коронации". В ее создании принимал участие мастер Матвей Васильев. Императрица изображена в профиль, в бледнорозовом парчевом платье, на которое накинута золотисто-желтая горностаевая мантия.
Портрет исполнен в мастерской М. В. Ломоносова, который во второй половине 1740-х начал работать как технолог по стеклу и художник-мозаичист. Открыв для себя мозаики в Софийском соборе Киева и храмах Новгорода, ученый в течение многих лет искал секрет изготовления смальт (цветные стекловидные массы разнообразных оттенков). В первой в России химической лаборатории он разработал технологию и технику производства смальт, а с начала 1750-х приступил к творческой практике.
В 1753 мыза Усть-Рудица вместе с четырьмя деревнями (Шишкина, Калищи, Перекули, Липова) была пожалована императрицей Елизаветой первому русскому ученому М. В. Ломоносову "для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов". Очень скоро Усть-Рудицкая фабрика стала передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, столовая и парфюмерная посуда, выдувные художественные фигуры для украшения садов и др. Здесь были разработаны научные основы стекловарения и технологические приемы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка, гранение. Было освоено также глухое непрозрачное цветное стекло для мозаичных работ.
Однако вскоре у М. В. Ломоносова возникли трудности со сбытом продукции: его просьба об открытии в столице лавки для продажи изделий фабрики не была удовлетворена. Это обстоятельство вынудило М. В. Ломоносова отказаться от выпуска широкого ассортимента изделий, и с начала 1760-х Усть-Рудицкая фабрика перешла в основном на обслуживание мозаичного дела и изготовление художественного литого облицовочного стекла для отделки и украшения комнат во дворце императрицы в бывшем Ораниенбауме (были изготовлены смальты для мозаик, отделки столиков, обрамления портретов Петра I и Елизаветы Петровны в Китайском дворце).
Фабрика в Усть-Рудице просуществовала двенадцать лет. После смерти Ломоносова в 1765 она была закрыта, а секреты изготовления цветного стекла утеряны. Уже в начале ХХ века во время похода Юденича на Петроград усадьба была разгромлена, а главное здание сгорело. Позднее, в период блокады Ленинграда, деревня находилась на переднем краю обороны ораниенбаумского плацдарма и была полностью уничтожена. В период 1949–1953 на месте усадьбы работала археологическая экспедиция АН СССР под руководством академика В. В. Данилевского, которой удалось установить местонахождение фабрики. В 1959 место расположения бывшей фабрики объявлено памятником отечественной науки и техники и взято под государственную охрану. В настоящее время на месте главного корпуса установлена памятная стела.
__________________________________________________
Первые опыты по созданию цветных стекол и смальт Ломоносов начал во второй половине 1740-х годов. Интерес к «вечной живописи» в Петербурге подогревался подарками и покупками из Италии, образцы «старых и новых мозаик» в 1746 году привез с собой канцлер М. И. Воронцов. Ему же принадлежал портрет императрицы, исполненный Алессандро Кокки, восторженно принятый петербургской публикой, включая саму императрицу. В 1752 году Ломоносов добился от Сената предоставления ему монопольного права на производство цветных стекол в России. В мае 1753 года в деревне Усть-Рудица была заложена фабрика. Первоначально мозаичная мастерская располагалась в академической Химической лаборатории на Васильевском острове, с 1755 года на Усть-Рудицкой фабрике, а позже переехала в центр Петербурга в усадьбу самого ученого. В мастерской работала большая группа учеников — художников-мозаичистов и мастеров-смальтоваров. Мозаичная мастерская создавала произведения как светского (до наших дней сохранилась довольно обширная галерея мозаичных портретов: изображение императрицы, ее отца, сестры, племянника, ближайшего окружения), так и религиозного содержания: Спас Нерукотворный, Богородица, Святой Александр Невский, апостолы Петр и Павел. Исключительное место среди прочих работ занимает огромное мозаичное полотно — «Полтавская баталия», в здании Академии наук, которая представляет собой единственную осуществленную композицию из грандиозного проекта памятника Петру I в Петропавловском соборе. Мозаики Ломоносова стали достойным увенчанием стеклянного художества эпохи Елизаветы, запечатлевшим славное правление дочери Петра Великого в «вечном» материале. / Сергей Алексеев. Декоративно-прикладное искусство елизаветинского времени // Георг Христоф Гроот и елизаветинское время. СПб:, 2016. С. 40-41.
Empress Catherine II (the Great; 1729–1796), née Sophie Friederike Auguste von Anhalt-Zerbst-Dornburg, was born in the Prussian city of Stettin. In 1744, she arrived in Russia as the bride of Grand Duke Peter Feodorovich, the future Emperor Peter III. That same year, she converted to Russian Orthodoxy and took the name Catherine Alexeyevna. She married Peter Feodorovich in August 1745. In 1754 she gave birth to an heir, the future Emperor Paul I. The relationship with her husband did not work out, and he planned to have her sent to a convent. In the summer of 1762 she led a conspiracy of Peter’s guards and overthrew him, becoming Empress. In the first years of her reign she adhered to a policy of “enlightened absolutism”, but after the peasant rebellion led by Emelyan Pugachev (1773–1775) and the French Revolution (1789), she was forced to toughen her regime. She led victorious campaigns against Turkey (1768–1774; 1787–1792) and Sweden (1788–1790). During her reign, the Crimea (1783), the Northern Baltic Sea, the Baltic states, the eastern part of Poland, and the Aleutian Islands became part of Russia. Russian settlements were established in Alaska, and Eastern Georgia was taken under the protection of Russia. Russia’s prestige in Europe increased greatly.
В 1753 мыза Усть-Рудица вместе с четырьмя деревнями (Шишкина, Калищи, Перекули, Липова) была пожалована императрицей Елизаветой первому русскому ученому М. В. Ломоносову "для делания изобретённых им разноцветных стёкол и из них бисеру и всяких других галантерейных вещей и уборов". Очень скоро Усть-Рудицкая фабрика стала передовым художественно-промышленным предприятием России XVIII века. Здесь применялись созданные по проекту Ломоносова станки, приводимые в действие гидросиловой установкой, построенной на реке Рудице. На фабрике изготовлялись смальта для мозаичных картин, бисер, стеклярус, столовая и парфюмерная посуда, выдувные художественные фигуры для украшения садов и др. Здесь были разработаны научные основы стекловарения и технологические приемы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литье, прессование, шлифовка, полировка, гранение. Было освоено также глухое непрозрачное цветное стекло для мозаичных работ.
Однако вскоре у М. В. Ломоносова возникли трудности со сбытом продукции: его просьба об открытии в столице лавки для продажи изделий фабрики не была удовлетворена. Это обстоятельство вынудило М. В. Ломоносова отказаться от выпуска широкого ассортимента изделий, и с начала 1760-х Усть-Рудицкая фабрика перешла в основном на обслуживание мозаичного дела и изготовление художественного литого облицовочного стекла для отделки и украшения комнат во дворце императрицы в бывшем Ораниенбауме (были изготовлены смальты для мозаик, отделки столиков, обрамления портретов Петра I и Елизаветы Петровны в Китайском дворце).
Фабрика в Усть-Рудице просуществовала двенадцать лет. После смерти Ломоносова в 1765 она была закрыта, а секреты изготовления цветного стекла утеряны. Уже в начале ХХ века во время похода Юденича на Петроград усадьба была разгромлена, а главное здание сгорело. Позднее, в период блокады Ленинграда, деревня находилась на переднем краю обороны ораниенбаумского плацдарма и была полностью уничтожена. В период 1949–1953 на месте усадьбы работала археологическая экспедиция АН СССР под руководством академика В. В. Данилевского, которой удалось установить местонахождение фабрики. В 1959 место расположения бывшей фабрики объявлено памятником отечественной науки и техники и взято под государственную охрану. В настоящее время на месте главного корпуса установлена памятная стела.
__________________________________________________
Первые опыты по созданию цветных стекол и смальт Ломоносов начал во второй половине 1740-х годов. Интерес к «вечной живописи» в Петербурге подогревался подарками и покупками из Италии, образцы «старых и новых мозаик» в 1746 году привез с собой канцлер М. И. Воронцов. Ему же принадлежал портрет императрицы, исполненный Алессандро Кокки, восторженно принятый петербургской публикой, включая саму императрицу. В 1752 году Ломоносов добился от Сената предоставления ему монопольного права на производство цветных стекол в России. В мае 1753 года в деревне Усть-Рудица была заложена фабрика. Первоначально мозаичная мастерская располагалась в академической Химической лаборатории на Васильевском острове, с 1755 года на Усть-Рудицкой фабрике, а позже переехала в центр Петербурга в усадьбу самого ученого. В мастерской работала большая группа учеников — художников-мозаичистов и мастеров-смальтоваров. Мозаичная мастерская создавала произведения как светского (до наших дней сохранилась довольно обширная галерея мозаичных портретов: изображение императрицы, ее отца, сестры, племянника, ближайшего окружения), так и религиозного содержания: Спас Нерукотворный, Богородица, Святой Александр Невский, апостолы Петр и Павел. Исключительное место среди прочих работ занимает огромное мозаичное полотно — «Полтавская баталия», в здании Академии наук, которая представляет собой единственную осуществленную композицию из грандиозного проекта памятника Петру I в Петропавловском соборе. Мозаики Ломоносова стали достойным увенчанием стеклянного художества эпохи Елизаветы, запечатлевшим славное правление дочери Петра Великого в «вечном» материале. / Сергей Алексеев. Декоративно-прикладное искусство елизаветинского времени // Георг Христоф Гроот и елизаветинское время. СПб:, 2016. С. 40-41.