Петр I Великий (Петр Алексеевич; 30 мая / 9 июня 1672, Москва − 28 января / 8 февраля 1725, Санкт-Петербург) − последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682) и первый император Всероссийский (с 1721). Был четырнадцатым ребенком царя Алексея Михайловича, но первым от второй жены, царицы Натальи Кирилловны (урожденной Нарышкиной). Первый из русских царей в 1698 начал масштабные реформы Российского государства и общественного уклада. Царствовал с 27 апреля / 7 мая 1682 по 28 января / 8 февраля 1725. 400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 112.
Петр I (1672 – 1725) — младший сын царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной. В 1682 году, после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. С 1689 года правил единодержавно. С 1721 года — первый российский император.
Изображен в мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. В Кат. 1980 — Никитин И. Н. (?). Находился в Екатерининском дворце в Царском Селе. В 1773 Екатерина II передала его скульптору Э.-М. Фальконе для работы над памятником Петру I. Фальконе, уезжая в Гаагу, взял с собой портрет, который, после его смерти в Париже в 1791, перешел к его невестке Мари Анн Колло (имение Маримонт около Нанси, Франция), затем — к ее дочери баронессе Янкович. В 1866 по завещанию последней портрет был передан в Гатчинский дворец, откуда в 1925 перешел в ГРМ (Вейнберг 1971, с. 229—237). В Гатчинском дворце во второй половине XIX в. портрет приписывался Караваку(?) (Вейнберг 1971) или Никитину (Ровинский. Портреты, т. 4, стб 279), в Русском музее — Никитину. Н. М. Молева и Э. М. Белютин считали портрет безусловной работой Ивана Никитина и связывали его с записью об исполнении художником портрета Петра I в 1721 "на Котлине острову" (Молева, Белютин 1965, с. 45—47). А. Л. Вейнберг считала портрет работой Л. Каравака на основании живописной манеры и иконографического сходства типа Петра I с гравюрой П. Субейрана (1743) с оригинала Каравака (1723). Вейнберг предполагала, что это — тот портрет, который Каравак писал с Петра I в 1722 в Астрахани (Вейнберг 1971). С. В. Римская-Корсакова на основании технологического анализа также подтверждает авторство Л. Каравака.
Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.
Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.
Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от строений с 1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В 1722 он сопровождал Петра I в Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в 1722 Петром I. Также жил в Москве. При Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае 1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.
Peter I (the Great; 1672–1725) was the younger son of the Tsar Alexei Mikhailovich. He became Tsar in 1682 (until 1696, he ruled jointly with his brother Ivan V). From 1721, he was the first Emperor of All the Russias.
Emperor is depicted in uniform of artillery company of Life Guards of Preobrazhensky regiment. In Cat. 1980 – Nikitin I.N. (?). Portrait was located in the Catherine Palace in Tsarskoye Selo. In 1773 Catherine II gave it to the sculptor E.M. Falconet for the work on the monument of Peter I. Leaving for the Hague Falconet took the portrait with him. After his death in Paris in 1791 it was passed to his daughter in law Marie-Anne Collot (Marimont estate near Nancy, France), and then – to her daughter, the Baroness Jankovich. In 1866, under the will of the Baroness Jankovich the portrait was transferred to the Gatchina Palace. In 1925 it was moved to the Russian Museum (Weinberg, 1971, p. 229–237).
In the Gatchina Palace in the second half of the 19th century the portrait has been attributed to Caravaque (?) (Weinberg, 1971) or Nikitin (Rovinskii. Portraits, Vol. 4, col 279), in the Russian Museum – to Nikitin. N.M. Moleva and E.M. Belyutin considered the portrait to be the indisputable work of Ivan Nikitin and associated it with the recording about the artist’s work on the portrait of Peter I in 1721 "on Kotlin Island" (Moleva, Belyutin 1965, pp. 45–47).
A.L. Weinberg considered that this portrait is the work of L. Caravaque on the basis of painting style and iconographic similarities of Peter I with engraving made by P. Soubeyrand (1743) from the original work of Caravaque (1723). Weinberg assumed that this is the very portrait that Caravaque painted from Peter I in 1722 in Astrakhan (Weinberg, 1971). S.V. Rimskaya-Korsakova also confirms the authorship of L. Caravaque on the basis of technological analysis.
Painter, portraitist, designer, miniaturist, graphic artist. Member of the third generation of French painters working in Marseilles and Tulon. Invited to Russia by Peter the Great (1715). Lived and worked in St Petersburg (from 1716). Painted portraits of Peter the Great and members of the Imperial family. Painted murals and headed painting work in Peterhof and in the Summer Palace in St Petersburg. Compiled festival projects for the Imperial court. Court artist with an exclusive right to paint Imperial portraits during the reign of Empress Anna Ioannovna (1730-1740) and Empress Elizabeth Petrovna (1741-1761). Taught painting to Ivan Vishnyakov, Alexei Antropov and Mikhail Zakharov.