Взятие Азова


После 1702

Холст, масло. 113 x 85


Картина «Взятие Азова» (1702) является примером отражения в русском искусстве петровского времени реального исторического события. В результате Азовских походов (1695-1696) царя Петра Алексеевича Османская империя потерпела первое крупное поражение, а Россия закрепилась в устье Дона и получила доступ к южным морям. Азовская кампания на практике продемонстрировала важность артиллерии и флота для ведения войны. Она стала примером успешного взаимодействия флота и сухопутных сил при осаде приморской крепости. Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара. Взятие крепости Азов считается первым значительным свершением молодого царя.

Полотно неизвестного автора представляет собой измененное воспроизведение гравюры Леонтия Тарасевича (ум.после 1703) на фронтисписе книги «Патерик или Отечник Печерский» (1702, типография Киево-Печерской лавры) (Ровинский. Т.  III.Стлб. 1657. № 461). В сравнении с гравюрой, наряду с киево-печерскими святыми, введены московские, городской пейзаж изображен схематично, тогда как в гравюре видны падающие минареты с полумесяцами.

В центре — двуглавый орел, на нем фигура Богоматери с Младенцем (тип иконы «Знамение»). Крылья орла расположены за спиной Богоматери, над ней текст из Апокалипсиса: «И дана быша жене два крыла орла великаго» (Откр. 12, 14) и «Знамение множества мира». Ниже: «Здевселюся яко изволих».

Вверху — Бог Отец, окруженный херувимами, с оливковой ветвью в руке. Над ним надписи: «Бог Отец», «Господь благословит люди своя миром», «На земли мир, в человецех благоволение». Ниже изображение Святого Духа в виде голубя с надписью: «Мир мой даю вам». По бокам помещены святые покровители царской семьи (апостол Петр и св. Алексий человек Божий). Из уст Петра выходит свиток с надписью: «Благодать и мир да умножатся им»; св.  Алексия: «Да будет мир мног любящему закон Твой». Ниже на облаках размещены: слева — киево-печерские святые (св. Антоний и Феодосий Печерские и два других без имени); справа — московские (св. Алексий митрополит Московский, св. Сергий, Никон и Кирилл Радонежские). Вокруг оливковых ветвей надписи: «Буди мир в силе твоей», «В мире воздежите руки ваша и благословите».

В нижнем ряду — конный портрет Петра, портреты царевича Алексея и Б. П. Шереметева, с лицом которого изображен и св. Георгий Победоносец (без нимба), поражающий дракона, символизирующего Турцию. Небесный гнев (молния, исходящая из державы, в лапе орла) поражает льва, символ Швеции. Под двуглавым орлом надпись: «Попереши льва и змия» (Пс.  90).

Петр на коне изображен с воздетыми руками, как священник в момент богослужения. От его уст исходит надпись: «Благодарение Богу, давшему нам победу». Внизу слева и справа неточные цитаты из Апокалипсиса и Евангелия: «Паде, паде град великий Вавилон» (Откр. 14, 8); «Азов»; «И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, низверженеси» «кизикермен» (в Евангелии — «до ада низвергнешся» — Мф. 11, 23). Существует тип икон, в целом повторяющих данную композицию, так называемая Богоматерь Азовская.

Capture of Azov


Allegorical painting

After 1702

Oil on canvas.


This painting copies the composition of Leonty Tarasevich’s engraving that was placed on the frontispiece of the Kiev-Pechora Patericon, but with some alterations. In the center, there is a double-headed eagle with the Holy Mother and the Christ Child (Our Lady of the Sign icon type). Above them, you can see God the Father surrounded by cherubim. Below them a dove represents the Holy Spirit. To the right and to the left, the artist depicted the patron saints of the imperial family (Saint Peter and Saint Alexius, Man of God). Below on the clouds you can see the Kiev-Pechora saints (Theodosius of Kiev, also called Theodosius of the Caves, and Anthony of Kiev, also called Anthony of the Caves) on the left and on the right there are the Moscow saints (Alexius, Metropolitan of Moscow, Sergius, Nikon and Kirill of Radonezh). An equestrian portrait of Peter the Great is placed in the bottom row of persons depicted together with portraits of Alexei and Boris Sheremetev. Saint George, who has the face of Sheremetev (with no nimbus), is defeating the dragon, which symbolizes the Ottoman Empire; and heaven’s wrath, represented by lighting, is defeating the lion, which is a symbol of Sweden.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library