Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна

Тарелка "Комиссар" с надписью: "Площадь Урицкого"


Год создания: 1922

Размер: Дм. 35

Техника: Золочение, фарфор, роспись надглазурная


А. Щекатихина-Потоцкая, приглашенная в начале 1918 на Государственный фарфоровый завод, принимала самое активное участие в создании агитационного фарфора. Большие запасы нерасписанных изделий на заводе было решено использовать как средство революционной агитации. В отличие от геометризированного приверженца авангардной пластики С. Чехонина, художницу больше увлекали фольклорные мотивы. Традиции древнерусской живописи и народного искусства, воспринятые Щекатихиной еще в детстве (дед – иконописец, бабка – вышивальщица) и осваивавшиеся в годы обучения, в полной мере дали о себе знать в работах мастера. В  росписи декоративных тарелок и блюд она стремилась соединить революционную идею с народными и современными эстетическими представлениями. Ее росписи проникнуты духом русского праздника и выполнены в ярком и красочном "мирискусническом" стиле. Устойчивые формы, идущие от крестьянского искусства, потеряли у Щекатихиной свою симметрию и уравновешенность, приобрели черты экспрессии и гротеска. Революционные лозунги, надписи под искусной кистью художника превращались в стихийную красочность, композиционную свободу живописно-графического декора, создавая безудержное праздничное веселье. 

Щекатихина-Потоцкая Александра Васильевна Array

Живописец по фарфору, театральный декоратор.

Окончила Рисовальную школу Общества Поощрения художников (1914), где училась у Н. К. Рериха. Занималась в мастерской М. Дени в Париже. С 1918 художник Императорского фарфорового завода. Участница выставок „Мира искусства". С 1923 года жила в Египте и Франции. В 1923 вышла замуж за члена объединения "Мир искусства" И. Я. Билибина. В 1936 возвратилась в Россию, где до 1955 работала на фарфоровом заводе. 

Оставила большое творческое наследие. Это живопись, станковая графика, эскизы декораций и костюмов к театральным спектаклям, книжные иллюстрации. Наиболее полно ее яркий, полный неповторимого своеобразия талант проявился в искусстве фарфора. В школе Общества поощрения художеств (ОПХ), где она училась с 1908 по 1915 год, ее учителями и руководителями стали мастера, связанные с „Миром искусства“ — Н. К. Рерих, Я. Ф. Ционглинский, И. Я. Билибин, позднее, на фарфоровом заводе — С. В. Чехонин.

"Commissar" A Plate with the inscription: "Uritsky Square "


Technique: Gilding, porcelain, painting over glaze


Alexandra Schekatikhina-Pototskaya, invited to the State Porcelain Factory in1918, took an active part in the creation of agitation porcelain. The large amount of unpainted pieces at the factory was decided to use as a means of revolutionary agitation. The artist was more attracted by folklore motifs unlike the geometrized adherent of the avant-garde, Sergey Chekhonin. The traditions of ancient Russian painting and folk art, perceived by Schekatikhina in childhood (her grandfather was an icon painter, grandmother – an embroidereress) and mastered during the years of study, fully expressed in the master’s works. She sought to combine the revolutionary idea with folk and contemporary aesthetic ideas in the painting of decorative plates and dishes.

Her paintings are imbued with the spirit of Russian holiday and performed in a bright and colourful " style characterised to the World of Art society. Steady forms, coming from peasant art, lost their symmetry and balance in Schekatikhina art, but acquired the expressive and grotesque features. Revolutionary slogans, inscriptions by the artist’s skillful brush turned into a spontaneous colour and the compositional freedom of a picturesque-graphic decor, creating an irrepressible festive fun.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library