Бенуа А. Н.

Бретонские танцы


1906

Холст, масло. 69 х 102


1905–1907 годы, проведенные художником во Франции, были, как и ранее, насыщены творчеством. Он продолжал работу над иллюстрациями к поэме «Медный всадник», посылал в газету «Слово» (Санкт-Петербург) обзоры культурной жизни «столицы мира» («Парижские заметки»), помогал Дягилеву в устройстве выставки русского искусства в Осеннем салоне и написал вступительную статью для ее каталога, участвовал в подготовке Русских музыкальных сезонов. Но главное место в его занятиях занимала живопись. Впервые он писал не только гуашью и акварелью, но и масляными красками. 1905 и 1906 годы дали две группы «чистых» пейзажей — Бретани и Версаля, отличающихся по мироощущению и стилистике. <...> разнообразны по мотивам и духовной наполненности изображения Бретани — ее суровой природы, диких обветренных скал, зеленых долин, заброшенных ферм, жилищ, чей облик отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В некоторых этюдах, в упрощении их формы, в повышении роли цвета, ритма мазков краски, Бенуа невольно приближается к Гогену, некогда тоже работавшему в Бретани. Это ощутимо и в монохромном холсте «Бретонские танцы», несущем печать модерна. Художнику удалось передать характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника, ритм церемонного, архаичного танца, в котором участвуют исключительно старики и старушки, неукоснительно следующие традициям, сохраняющие память о «других» временах. Владимир Круглов. 150 лет Александру Бенуа // Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения.  СПб, 2020. С. 9.

Бенуа Александр Николаевич
1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества "Мир искусства". Член "Союза русских художников" (1903-1910), пожизненный член "Осеннего салона" в Париже. Виднейший представитель художественной династии Бенуа. 
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 - один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 - член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 - хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Главные темы работ - Россия и Франция XVIII - начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе "Версальской" (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.

Benois Alexander

Бретонские танцы


1906

Oil on canvas. 69 х 102


1905–1907 годы, проведенные художником во Франции, были, как и ранее, насыщены творчеством. Он продолжал работу над иллюстрациями к поэме «Медный всадник», посылал в газету «Слово» (Санкт-Петербург) обзоры культурной жизни «столицы мира» («Парижские заметки»), помогал Дягилеву в устройстве выставки русского искусства в Осеннем салоне и написал вступительную статью для ее каталога, участвовал в подготовке Русских музыкальных сезонов. Но главное место в его занятиях занимала живопись. Впервые он писал не только гуашью и акварелью, но и масляными красками. 1905 и 1906 годы дали две группы «чистых» пейзажей — Бретани и Версаля, отличающихся по мироощущению и стилистике. <...> разнообразны по мотивам и духовной наполненности изображения Бретани — ее суровой природы, диких обветренных скал, зеленых долин, заброшенных ферм, жилищ, чей облик отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В некоторых этюдах, в упрощении их формы, в повышении роли цвета, ритма мазков краски, Бенуа невольно приближается к Гогену, некогда тоже работавшему в Бретани. Это ощутимо и в монохромном холсте «Бретонские танцы», несущем печать модерна. Художнику удалось передать характерную только для этого, не похожего на остальную Францию, края атмосферу праздника, ритм церемонного, архаичного танца, в котором участвуют исключительно старики и старушки, неукоснительно следующие традициям, сохраняющие память о «других» временах. Владимир Круглов. 150 лет Александру Бенуа // Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения.  СПб, 2020. С. 9.

Benois Alexander Nikolaevich
1870, St. Petersburg - 1960, Paris

 

Graphic artist, painter, theatrical designer, art historian. Studied under brother Albert Benois, at the Imperial Academy of Arts (1887-1888) and at the Faculty of Law, St Petersburg University (1890-1894). Member of the World of Art (1899; founding member), Union of Russian Artists (1903) and the Salon d'Automne (1906). Contributed to the exhibitions of the Society of Russian Watercolourists (1891-1896), Sergei Makovsky Salon (1909), International Exhibitions in Munich (1898), Rome (1911), Malmo (1914) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906, 1910) and Berlin (1906). Designed for the Mariinsky Theatre, Vera Komissarzhevskaya Theatre and the Starinny Theatre in St Petersburg, Moscow Arts Theatre, Sergei Diaghilev's Ballets Russes, Ida Rubinstein Ballet Company, Teatro Real de Madrid, Theatre des Champs Elysees and Theatre National de L'Opera in Paris. Curator of the Hermitage Picture Gallery (1918-1926). Member of the Commission for the Protection of Monuments of Art and Antiques. Edited the Art Treasures of Russia magazine (1901-1903). Emigrated to Paris (1926). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library