Виноградов Сергей Арсеньевич

Летом


Год создания: 1909

Размер: 66 x 98

Техника: Холст, масло


На рубеже ХIХ–ХХ веков, в период бурного развития промышленности в России, часть художественной интеллигенции связывала представление об утрате исконно русских традиций с уходящим бытом помещичьих имений. Сюжеты "вишневых садов" становятся излюбленными в творчестве многих русских художников, среди которых и С. А. Виноградов. Живописец формировался под непосредственным обаянием К. А. Коровина, одновременно развивая левитановскую линию "пейзажа-настроения", выступая певцом мажорной по настроению природы.

Пейзаж "Летом" –  вершина достижений художника. Сюжет его лишен действия: две дамы с шитьем и книгами расположились в тени деревьев. Органично существуя в пейзаже, они одухотворяют его, внося теплоту,  покой, умиротворение. Своеобразно построенная композиция холста словно отгораживает изображение от внешней среды и погружает зрителя в атмосферу спокойного интимного мира, где жизнь людей и природы сливаются воедино, и художник с удовольствием сосуществует в нем. Интенсивно окрашенная стена дома выполняет роль ведущего цветового аккорда. Она доминирует в холсте, подчиняя себе все колористическое решение композиции. Художник мастерски передал световоздушную среду в пейзаже, окутывая всех живущих в нем прозрачным теплым воздухом. Он, как и другие представители "Союза русских художников", последовательно изучал основные законы пленэрной живописи, используя отдельные элементы импрессионизма. Именно в этой работе художник ближе всего подошел к решению чисто импрессионистических задач. С этой картиной к художнику пришел настоящий успех и признание: он был удостоен Второй золотой медали на Международной выставке в Мюнхене (1909), у него появилось много поклонников. Примерно за десятилетие художник создал большое число своего рода портретов "дворянских гнезд", которые отображали особый аромат времени и ностальгию по уходящей эпохе.

Виноградов Сергей Арсеньевич
1869, посад Большие Соли, Костромская губ. – 1938, Рига
Array

Живописец, рисовальщик. Учился в МУЖВЗ (1880–1889) у В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова, в ИАХ (1889). Академик живописи (с 1912), действительный член ИАХ (1916). Член ТПХВ (с 1899), член-учредитель СРХ (1903). Участник выставок с 1884: Периодических МОЛХ (1889–1901, 1908–1910), ТПХВ (1892– 1899, 1901), МТХ (1894, 1895, 1898), "Мир искусства“ (1901–1903, 1906),     "36-ти художников“ (1901, 1902), СРХ (1903–1923); Международных в Дюссельдорфе (1904), Мюнхене (1909 – золотая медаль, 1913), Венеции (1910), Риме (1911); русского искусства в Париже (1906, 1910), Берлине (1906), Праге (1914) и других. Преподавал в Строгановском училище (1898–1913).

Видный московский импрессионист, чья живопись характерно отразила особенности эволюции и самобытность русской школы в этом течении. Спутник Архипова в 1890-х, он мощно выступил со своими многочисленными бессюжетными жанрами с крестьянскими фигурами на солнце. В 1900-х вместе с Жуковским он открыл усадебные мотивы, а в 1910-х дал интересную, звучную по краскам и гармоничную интерпретацию темы Крыма.

Vinogradov Sergei Arsenijevich


Technique: Oil on canvas


На рубеже ХIХ–ХХ веков, в период бурного развития промышленности в России, часть художественной интеллигенции связывала представление об утрате исконно русских традиций с уходящим бытом помещичьих имений. Сюжеты "вишневых садов" становятся излюбленными в творчестве многих русских художников, среди которых и С. А. Виноградов. Живописец формировался под непосредственным обаянием К. А. Коровина, одновременно развивая левитановскую линию "пейзажа-настроения", выступая певцом мажорной по настроению природы.

Пейзаж "Летом" –  вершина достижений художника. Сюжет его лишен действия: две дамы с шитьем и книгами расположились в тени деревьев. Органично существуя в пейзаже, они одухотворяют его, внося теплоту,  покой, умиротворение. Своеобразно построенная композиция холста словно отгораживает изображение от внешней среды и погружает зрителя в атмосферу спокойного интимного мира, где жизнь людей и природы сливаются воедино, и художник с удовольствием сосуществует в нем. Интенсивно окрашенная стена дома выполняет роль ведущего цветового аккорда. Она доминирует в холсте, подчиняя себе все колористическое решение композиции. Художник мастерски передал световоздушную среду в пейзаже, окутывая всех живущих в нем прозрачным теплым воздухом. Он, как и другие представители "Союза русских художников", последовательно изучал основные законы пленэрной живописи, используя отдельные элементы импрессионизма. Именно в этой работе художник ближе всего подошел к решению чисто импрессионистических задач. С этой картиной к художнику пришел настоящий успех и признание: он был удостоен Второй золотой медали на Международной выставке в Мюнхене (1909), у него появилось много поклонников. Примерно за десятилетие художник создал большое число своего рода портретов "дворянских гнезд", которые отображали особый аромат времени и ностальгию по уходящей эпохе.

Vinogradov Sergei Arsenijevich
1869, posad Bolshie Soli, Kostroma Gubernia – 1938, Riga
Array

Painter, draughtsman. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1880–1889) and at the Imperial Academy of Arts (1889). Academician of painting (from 1912), full member of the Imperial Academy of Arts (1916). Contributed to exhibitions (from 1884). Taught at the Stroganov School of Art and Industry (1898–1913).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library