Портрет С. П. Дягилева с няней


1906

Холст, масло. 161 x 116

Пост. в 1923 из Экспертной комиссии Наркомвнешторга. Петроград


Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) — театральный и художественный деятель, издатель, критик. Издатель и, совместно с А. Н. Бенуа, редактор журнала „Мир искусства“ (1898–1904). Организовывал в Париже „Русские исторические концерты“ (1907), явившиеся началом приобщения Запада к русской музыке; спектакли русской оперы и русского балета (Русские сезоны; 1908–1929); в 1911 — труппу „Русский балет Сергея Дягилева“ (начала выступления в 1913 и существовала до 1929).

„Портрет С. П. Дягилева с няней“ является, пожалуй, лучшим изображением этого знаменитого деятеля, близкого друга художника. Несколько горделивая поза, чуть приподнятые брови, оценивающий взгляд выдают в Дягилеве личность самоуверенную и авторитарную. Примостившаяся в углу комнаты фигура няни, столь типичная для русского дворянского быта, служит своеобразным контрастом фигуре Дягилева и тем самым помогает художнику глубже раскрыть характер этого незаурядного человека, недавнего провинциала, сумевшего впоследствии благодаря энергии и таланту стать известнейшим импресарио Европы. Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 254.

Дягилев Сергей Павлович (1872–1929) – театральный и художественный деятель, вместе с А. Н. Бенуа создал художественное объединение «Мир искусства», соредактор одноименного журнала, пропагандист отечественного искусства за рубежом, организатор «Русских сезонов» в Париже (с 1907), руководитель труппы «Русский балет С. П. Дягилева» (1911–1929). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 78.

Характерный для своего времени обстановочный портрет. В облике резко повернувшегося к зрителю человека ощущается большое внутреннее напряжение. Лицо, поза, жест выдают в нем ум, волю, энергию, чувство собственного достоинства и значительную долю высокомерия. К этому моменту Бакста и Дягилева связывала пятнадцатилетняя дружба. Художник восхищался начинаниями Дягилева, его деловитостью и находчивостью, но не терпел его диктаторских замашек, чванства и грубости. Сложность отношений живописца и модели сказалась в характере произведения. Портрет был начат в апреле 1904 года в Петербурге. В письме жене, Л. П. Бакст, художник сообщал, что Дягилев «отвратительно позировал, ломался и просил, чтобы я сделал его красивее». Следующие сеансы проходили летом в Финляндии, в местечке Салмела, где дописывались голова и часть фигуры. С отъездом Дягилева в Москву сеансы прекратились. Заканчивался холст в начале 1906 года в Петербурге. Тогда-то и появились интерьер квартиры Дягилева и фигура няни на заднем плане. Изображение спокойно сидящей в кресле старой крестьянки контрастно подчеркивало сущность преуспевающего во многих начинаниях хозяина. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 78.

 

РЕСУРСЫ МЕДИАТЕКИ И МЕДИАПОРТАЛА

 

 

Дягилев. Начало.
Видеофильм из цикла генерального директора Русского музея В.А.Гусева "Век Русского музея" (2009)

 

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОНЛАЙН-РЕСУРСЫ

 

 

 

Лекция И.А.Доронченкова "Выхолить русскую живопись, вычистить ее..." 
(Центр мультимедиа, 2019)

 

 

Париж Сергея Дягилева
Документальный фильм (Канал "Культура", 2010)

 

Мир искусства Сергея Дягилева. Гражданин Перми (2007)

 
Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич)
1866, Гродно – 1924, Париж

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К. Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб. Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение "Мир искусства". В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке. С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С. П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря "Русским сезонам" завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Portrait of Sergei Diaghilev and his Nanny


1906

Oil on canvas. 161 x 116


Sergei Pavlovich Diaghilev (1872–1929) was one of the central figures of fin-de-siècle cultural life in St Petersburg. Before launching the Saisons Russes in Paris, he founded and published the World of Art (Mir iskusstva) magazine (1898–1904), curated a series of important art shows and wrote articles on art and the theatre.

One of Léon Bakst’s most outstanding works of portraiture, Portrait of Sergei Diaghilev and his Nanny is, perhaps, the most famous image of the legendary Russian impresario, who was a close friend of the artist. Diaghilev’s slightly fastidious pose, raised eyebrows and appraising glance betray a self-confident and authoritative personality. The figure of the old nanny sitting in the corner was a typical feature of the way of life of the old Russian nobility. Contrasting the figure of Diaghilev, she offers a clearer insight into the personality of the sitter — a former provincial whose energy and talent helped him to not only conquer the Russian capital, but the whole of Europe as well. 

Bakst Leon (Lev Samoilovich)
1866, Hrodno - 1924, Paris

Painter, graphic artist, theatrical designer. Studied at the Imperial Academy of Arts (1883-87) and the Atelier dc Jean Louis Gerome and Academic de Rodolphe Julian in Paris (1893-96). Taught at the Elizaveta Zwantseva School of Drawing and Painting in St Petersburg (1906-09). Member of the Society of Russian Waterecolourists (1891-1907), World of Art (1899-1903, 1906, 1913) and the Union of Russian Artists (1903-1910). Life member of the Salon d''''Automne (from 1906). Academician (1914). Contributed to many exhibitions of theatrical design and one-man shows. Designed sets and costumes for the Mariinsky Theatre and Alexandrinsky Theatre in St Petersburg, Paris Opera and theatres in London and New York. Leading designers of Sergei Diaghilev''''s Ballets Russes (from 1909) and the ballet companies of Anna Pavlova and Ida Rubinstein. Emigrated to Paris (1909).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library