Рерих Николай Константинович

Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится


Год создания: 1914

Размер: 70 х 105

Техника: Темпера, картон


В начале 1910-х годов Рериха, как и многих прогрессивных деятелей культуры, глубоко волновали думы о родине, ее будущем. Он остро ощущал возможность войны, назревание переломных событий, необходимость дать оценку происходящему.

В основе содержания его картин так называемой предвоенной серии лежат знания ученого, раздумья философа, интуиция и поэтическая фантазия художника. Для воплощения сложных отвлеченных идей мастер широко использует приемы символизма.
К предвоенной серии примыкает и картина «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится». Созданию этого полотна предшествовало другое — «Прокопий Праведный отводит тучу от Устюга Великого» (1913). Сюжеты обеих картин построены на материале древних легенд о подвижнике Прокопии, который не раз спасал родину от беды. В предчувствии всемирно-исторических перемен Рерих обращается к созданным народом и пронесенным через столетия легендам о подвижнике и в аллегорической форме выражает свои мысли о России.

На картине изображены бескрайние просторы родной земли, ее могучие леса, быстрая полноводная река, сочные луговые травы. На первом плане на высоком холме сидит Прокопий Праведный в темном одеянии. Он вписан в образ природы как часть ее. Прокопий Праведный молится и уверен в своей молитве за землю русскую и ее путников. Спокойствие разлито повсюду — в уверенном быстром движении ладей, в плавных линейных ритмах берегов и холмов. Колористическая гамма, построенная на сочетании синих, зеленых, желтых тонов, тонко сгармонирована. В иносказательной форме Рерих выразил в картине свою веру в величие, стойкость России, ее могущество.

В годы первой мировой войны широко развернулась общественная деятельность Рериха. Он выступает за создание международного пакта по охране культурных ценностей. Это начинание стало делом всей его жизни. Уже после смерти художника, в 1954 году в Гааге на основе так называемого «Пакта Рериха» был подписан заключительный акт международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вскоре эта конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.

Прокопий Праведный, юродивый Христа ради, блаженный, жил во второй половине XIII века и был родом из богатой купеческой семьи. В Великий Устюг он пришел из Новгорода и поселился на паперти Успенского собора. Святой праведник прославился как провидец и чудотворец. Своими молитвами он отвел от Устюга каменную тучу и спас город от страшного бедствия. В Великом Устюге до наших дней сохранился камень, на котором любил сидеть блаженный, провожая в неведомый, полный опасности путь устюжский торговый купеческий люд. Вблизи высится храм его имени, возведенный, по преданию, над его погребением, у которого происходили многочисленные исцеления. Святой Прокопий Праведный особенно почитается на русском севере и, прежде всего, как покровитель торгующих и путешествующих.

Методические материалы на образовательном портале "Здравствуй, музей".

Рерих Николай Константинович
1874, Санкт-Петербург – 1947, Нагар, долина Кулу, Индия

Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.

Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А. И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С. П. Дягилева (с 1907). С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии.

В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е. И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.

Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.

Roerich Nicholas (Nikolai Konstantinovich)

St Procopius the Righteous Praying for Unknown Sailors


Technique: Tempera on cardboard


During the First World War, Nicholas Roerich painted a series of pictures depicting holy men deeply revered in Russia – St Panteleimon the Healer, St Sergius of Radonezh, St Boris and St Gleb and St Procopius the Righteous. In popular belief, they were regarded as religious zealots – defenders, labourers, warriors and helpers. The artist employed such works to imbibe people with ideas of love and kindness and a summons to lay down arms and live in peace. St Procopius’ devotion to his native town of Ustyug the Great was the stuff of legends. The artist conveys the image of an unselfish defender and patriotic sage. Perched high up on a river bank, he blesses the sailors on each passing ship.

Roerich Nicholas (Nikolai Konstantinovich)
1874, St Petersburg - 7, Kullu (India)
Array

Painter, theatrical designer, writer. Studied under Arkhip Kuindzhi at the Imperial Academy of Arts (1893-97), Faculty of Law, St Petersburg University (1893-98) and Fernand Cormon''s studio in Paris (1900-01). Academician of painting (1909). Contributed to exhibitions (from 1895). Contributed to the exhibitions of the World of Art (1902, 1903, 191 1-17; founding member 1910; chairman 1910-13), Union of Russian Artists ( 1903-10; member from 1903), Salon d''Automne (1906, 1907; member from 1906), Exposition Universelle in Paris (1900), World Exhibition in St Louis (1904), International Exhibitions in Munich (1909), Rome (1911, 1914) and Malmo (1914) and the Exhibitions of Russian Art in Paris (1906-08), Berlin (1906) and Vienna (1908). Director of the School of Drawing, Society for the Encouragement of the Arts (1906-16). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg and Sergei Diaghilev''s Saisons Russes (from 1907). Emigrated (1918). Settled in Kullu in India (1928).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library