Большие Гончары (Тула)

Монах и монахиня


Слобода Большие Гончары в Туле

1880-е

Глина, роспись, лепка. 25,5 х 12,8 х 12; 24 х 11 х 11

Пост. в 1938 из Кустарного музея


Фигурка монахини по остроте и выразительности образа является выдающимся произведением тульской игрушки. Здесь форма конуса обыграна и в общем силуэте, и в деталях. Естественно уменьшаясь снизу вверх, она повторяется в основании, рукавах рясы, острие капюшона. Перепады в членениях фигуры ломают плавные, пологие линии контура, придавая ему характер нарастающего движения. Черный цвет росписи подчеркивает нерасчлененность объемов, компактность преувеличенно острой, колючей формы.

Фигурки монаха и монахини, очевидно парные, уникальны не только по выразительности образов, но и по самому сюжету, более характерному для деревянных игрушек.

Большие Гончары (Тула)

В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.

Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.

Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).

Большие Гончары (Тула)

Монах и монахиня


Слобода Большие Гончары в Туле

1880-е

Clay, painting, .


Фигурка монахини по остроте и выразительности образа является выдающимся произведением тульской игрушки. Здесь форма конуса обыграна и в общем силуэте, и в деталях. Естественно уменьшаясь снизу вверх, она повторяется в основании, рукавах рясы, острие капюшона. Перепады в членениях фигуры ломают плавные, пологие линии контура, придавая ему характер нарастающего движения. Черный цвет росписи подчеркивает нерасчлененность объемов, компактность преувеличенно острой, колючей формы.

Фигурки монаха и монахини, очевидно парные, уникальны не только по выразительности образов, но и по самому сюжету, более характерному для деревянных игрушек.

Большие Гончары (Тула)

В начале 1880-х годов на выставке в Москве появилась партия игрушек из слободы Большие Гончары в Туле. Впоследствии большинство из них оказалось в собрании Русского музея. Дамы под зонтиками, няни-кормилицы с детьми, монахи, военные, отдельные фигурки или немногие двухфигурные жанровые композиции, поставленные вместе, передают типы разных социальных слоев провинциального города. Это уже не столько игрушки, сколько декоративные статуэтки, наподобие модных фарфоровых. Такие игрушки создавались с использованием достижений мелкой фарфоровой пластики: головы крупных фигурок были отлиты в специальных формах. Большинство же игрушек сделано обычным способом ручной лепки с последующей росписью.

Дамы одеты в точно и подробно переданные модные „платья для прогулки“; кормилицы – в кофты, юбки и передники городской прислуги. Изображения статичны, но в них есть скрытое движение. Высокие стройные фигуры с осиными талиями, маленькими головками и кукольными лицами отличаются особым изяществом лепки, их позы легки и грациозны. Условность конической формы сочетается с тонкой передачей пластики женского силуэта, подчеркнутого облегающей одеждой. Роспись красками нежных оттенков по белому грунту соответствует изящному облику этих удивительных статуэток.

Уже в начале ХХ века при обследовании ремесел Тульской губернии никто не помнил об этих игрушках, что доказывает кратковременность их производства. Немногочисленные фигурки из Больших Гончаров остались загадочной страницей в истории русской игрушки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library