Дымково

Кобылица с жеребенком


Е. И. Пенкина. Киров

1938

Глина, роспись, лепка. 16,5 х 16 х 9,5


Всемирно известную дымковскую игрушку в городе Кирове в XX веке представляют разные поколения мастериц: не только потомки местных семейных династий, но и пришедшие в это искусство из других районов России. Они успешно продолжают местные традиции прославленного промысла, перенимая опыт старших прямо из рук в руки и овладевая всеми тайнами мастерства. И по сей день эталонами в нем остается творчество А. А. Мезриной (1853–1938) и ее современниц и последовательниц Е. И. Пенкиной (1882–1948), Е. И. Косс-Деньшиной (1901–1979), Е. З. Кошкиной (1914–1993) и других.

Дымковская слобода (Вятка / Киров)

Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).

Дымково

Кобылица с жеребенком


Е. И. Пенкина. Киров

1938

Clay, painting, .


Всемирно известную дымковскую игрушку в городе Кирове в XX веке представляют разные поколения мастериц: не только потомки местных семейных династий, но и пришедшие в это искусство из других районов России. Они успешно продолжают местные традиции прославленного промысла, перенимая опыт старших прямо из рук в руки и овладевая всеми тайнами мастерства. И по сей день эталонами в нем остается творчество А. А. Мезриной (1853–1938) и ее современниц и последовательниц Е. И. Пенкиной (1882–1948), Е. И. Косс-Деньшиной (1901–1979), Е. З. Кошкиной (1914–1993) и других.

Дымковская слобода (Вятка / Киров)

Происхождение и развитие дымковских игрушек связано с местным праздником Свистопляски или Свистуньи, который ежегодно проводился в четвертую субботу после Пасхи на берегу реки Вятки. Специально к нему жительницы Дымковской слободы готовили множество игрушек и свистулек. Из сложного ритуала, совместившего отголоски древних аграрных культов с церковным поминовением усопших, праздник со временем трансформировался в весеннюю ярмарку-базар с продажей сладостей и глиняных свистулек и кукол. В свистульках жили традиционные коньки, птицы, уточки. А куклы-барыни, водоноски, кормилицы с детьми – выставлялись на подоконники домов вместо дорогих фарфоровых статуэток.

Влияние фарфора сказалось не только в новом применении игрушек, но и заимствовании некоторых сюжетов (в частности водоноски), в размерах, белом грунте фигурок. Однако мастерицы быстро преодолели подражание, создали самобытное искусство, которое успешно развивается уже почти два века.

Дымковские игрушки делают из красной глины, в определенной последовательности приемов для каждого персонажа. Женские фигурки начинают лепить с колокола-„ступки“, к которой примазывается шарик-головка, руки калачиком и остальные детали. После просушки и обжига игрушки грунтуют мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, растертыми на яичном желтке. Особенно яркой роспись стала с 1910–1920-х годов, когда началось применение полюбившегося мастерицам малинового фуксина.

Сегодня дымковское искусство продолжают новые поколения мастериц, унаследовавшие его навыки от старших буквально из рук в руки. (И. Богуславская. Русская народная игрушка в собрании ГРМ. Каталог. СПб., 2002).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library