Донце прялки


Год создания: Первая половина XIX века

Размер: 15 х 28 х 72

Техника: Дерево, скобчатая резьба, инкрустация мореным дубом, подцветка


Центр производства художественных прялок существовал в Нижегородской губернии возле Городца в деревнях Хлебаиха, Репино, Курцево, Косково по правому берегу реки Узолы, притока Волги, с конца XVIII века. Все искусство украшения сосредоточивалось не на лопасти, вместо которой в донце вставлялся широкий кленовый гребень, а на осиновом донце. Именно оно было превращено поколениями мастеров в своеобразную "картину", которую после работы вешали на стену для украшения избы.

Роспись утвердилась здесь не сразу. Ее предшественницей была уникальная по своей технике резьба, сочетавшаяся с инкрустацией кусочками мореного дуба, вылавливаемого тут же, в Узоле. Долго пролежав в воде, древесина становилась темного цвета, она эффектно выделялась на светлых осиновых донцах. Форма городецкого донца – широкая короткая доска с обрезом овальной формы на переднем конце, где крепится выступ для гребня. Выступ имеет форму изогнутого каблучка или усеченной пирамиды. До 1870-х годов донца украшались орнаментальными или сюжетными композициями. Так, вдоль всего донца вырезалась, например, карета с женской фигуркой внутри и с кучером, погоняющим коня под огромной дугой;  это были так же всадники или пешие охотники на птицу, сидящую на вершине невиданного древа; ряды гуляющих под зонтиками дам и кавалеров, марширующих военных. Детали изображений (человеческие фигурки, кареты, цветы) выполнялись изысканной и динамичной техникой скобчатой резьбы, дополненной вставками из дуба. Часто резьба подкрашивается голубыми, оранжево-красными, зелеными красками.



The Dontse (horizontal board) of the Distaff


Size: 15 х 28 х 72

Technique: Wood, carving, ,


From the end of the 18th century the center of art distaffs production was in the Nizhny Novgorod province near Gorodets in the villages of Khlebaikha, Repino, Kurtsevo, Koskovo along the right bank of the Uzola river, the Volga tributary. The art of decoration was not only concentrated on the blade (instead of which a broad maple comb was sometimes inserted), but also on the horizontal board from aspen. It was the horizontal board that was transformed by generations of masters into a kind of "picture", which was hung on the wall for decoration of the peasant's house.

The painting established there not at once. It was preceded by the unique carving, which combined with inlaid pieces of stained oak, found in the River of Uzole. Having been in the water for a long time, the wood became darker and stood out spectacularily on the light board from aspen. The Gorodets dontse is a wide short board with an oval cut on the front end, where the comb is fixed. The lug has the form of a curved heel or a truncated pyramid. Until the 1870s boads were decorated with ornamental patterns or narratives. Thus, for example, a carriage with a female figure and a coachman, was carved along the entire board; there were also pictures of riders or bird hunters, sitting on the top of a fairy-tale tree; ladies walking under umbrellas and cavaliers, servicemen marching. The details of the images (human figures, carriages, flowers) were made with the refined and dynamic technique of staple carving, supplemented with oak details. The carving is often tinted with blue, orange-red, green colors.




главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library