Возрождается гжельская майолика. Ее успехи сегодня наглядны в творчестве Ю. И. Петлиной (род. 1955), произведениям которой свойственны современность образов, добрый юмор, красота росписи, наследующая лучшие традиции старинной гжельской майолики.
Гжель, Московская губерния/областьВ последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью в пять красок нежных оттенков. Темы росписи мастера черпали из жизни и природы, подчиняя изображения условному характеру декора. Виртуозный лаконичный рисунок в сочетании с мягкими мазками краски передавали образы птиц, зверей, деревенских пейзажей с дымящимися трубами домиков. Живописный декор нередко дополняли небольшие скульптурки, помещенные на плечиках сосудов: музыканты, целующиеся парочки, стреляющие из пушек военные, крестьянки в характерных костюмах. Гжельская майолика была модной и пользовалась большим спросом. Поэтому на некоторых изделиях, служивших подарками, мастера писали даты создания и делали авторские надписи.
В начале XIX века, в ответ на появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором. Долгое время сохраняя формы посуды, они украшали их растительным орнаментом в традиционных приемах подглазурной росписи кобальтом. Полуфаянсовые изделия бытовали на протяжении всего XIX века, пока не были вытеснены получившим распространение фарфором мелких частных заводиков.
В 1945-1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом.
Строгий стиль гжельского сине-белого фарфора находит индивидуальную интерпретацию в авторских манерах каждого из местных художников. Она проявляется в избирательном отношении к формам и назначению предметов, особенностях их пластики, приемах и характере росписи, даже манере наложения краски. Все это можно видеть в работах Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, Н. и В. Бидаков и других художников, внесших весомый вклад в достижения гжельского искусства.
Возрождается гжельская майолика. Ее успехи сегодня наглядны в творчестве Ю. И. Петлиной (род. 1955), произведениям которой свойственны современность образов, добрый юмор, красота росписи, наследующая лучшие традиции старинной гжельской майолики.
Gzhel, Moscow regionВ последней трети XVIII века среди центров народного гончарства выделился подмосковный район Гжели, обладавший залежами высококачественной глины. Здесь во многих деревнях крестьяне делали майолику – посуду с росписью по сырой эмали. Гжельские квасники, кувшины, кружки, фигурные сосуды, тарелки, рукомои отличаются своеобразной пластикой форм и неповторимой росписью в пять красок нежных оттенков. Темы росписи мастера черпали из жизни и природы, подчиняя изображения условному характеру декора. Виртуозный лаконичный рисунок в сочетании с мягкими мазками краски передавали образы птиц, зверей, деревенских пейзажей с дымящимися трубами домиков. Живописный декор нередко дополняли небольшие скульптурки, помещенные на плечиках сосудов: музыканты, целующиеся парочки, стреляющие из пушек военные, крестьянки в характерных костюмах. Гжельская майолика была модной и пользовалась большим спросом. Поэтому на некоторых изделиях, служивших подарками, мастера писали даты создания и делали авторские надписи.
В начале XIX века, в ответ на появившийся в России в большом количестве модный английский фаянс с синей кобальтовой росписью на белом фоне, гжельцы придумали свой уникальный материал – полуфаянс с аналогичным декором. Долгое время сохраняя формы посуды, они украшали их растительным орнаментом в традиционных приемах подглазурной росписи кобальтом. Полуфаянсовые изделия бытовали на протяжении всего XIX века, пока не были вытеснены получившим распространение фарфором мелких частных заводиков.
В 1945-1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом.
Строгий стиль гжельского сине-белого фарфора находит индивидуальную интерпретацию в авторских манерах каждого из местных художников. Она проявляется в избирательном отношении к формам и назначению предметов, особенностях их пластики, приемах и характере росписи, даже манере наложения краски. Все это можно видеть в работах Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, Н. и В. Бидаков и других художников, внесших весомый вклад в достижения гжельского искусства.