Оплет носового платка


Елец, Орловская губерния

1880-е

Многопарное плетение из льняных и шелковых нитей. 46 х 46

Собрание С. А. Давыдовой

Пост. в 1938 из Кустарного музея, ранее — в собрании С. А. Давыдовой


В разных концах России крепостные мастерицы создавали кружева, подражающие модным западноевропейским образцам — «малин», «валансьен» и другим. Одной из крупнейших в первой половине XIX века была фабрика помещицы Протасовой в Орловской губернии. Орловское кружево — елецкое и мценское — часто продавалось под видом иностранного, но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.

Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево подчас плели на волосяных булавках. Узоры его — пышные цветы, венки, гирлянды бутонов — словно наброшены на прозрачный фон. В серединах цветов, в фестонах по краю решетка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе — как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция, богатство игры светотени не имеют себе равных.

Современное елецкое кружево также совсем не похоже на старинное тонкое многопарное. С 1950-х годов в городе Ельце Липецкой области стали плести сцепное кружево, менее трудоемкое и сложное. Но художники стараются сохранить его особые декоративные качества. Все элементы воздушные, разреженные. В кружеве преобладают растительные узоры, и среди них любимым мотивом стала гибкая цветущая ветвь.

В поездках по России С.А.Давыдова составила три коллекции кружева: одну — из образцов современного кружева для Петербургского кустарного музея, другую — для кустарного музея Московского земства (только кружево Московской губернии). Третья была ее личной коллекцией, для которой приобретались «замечательные экземпляры кружев старинной и современной работы». В собрании ГРМ более тридцати произведений, находившихся в ее личном собрании, не считая множества экспонатов из Кустарного музея, поступивших туда благодаря Давыдовой. Среди них есть уникальные образцы, находящиеся в экспозиции народного искусства. М. А. Сорокина ДАВЫДОВА Софья Александровна. // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 132-133.

Оплет носового платка


Елец, Орловская губерния

1880s


В разных концах России крепостные мастерицы создавали кружева, подражающие модным западноевропейским образцам — «малин», «валансьен» и другим. Одной из крупнейших в первой половине XIX века была фабрика помещицы Протасовой в Орловской губернии. Орловское кружево — елецкое и мценское — часто продавалось под видом иностранного, но и среди французских изделий оно выделялось тонкостью орнамента.

Елецкие широкие мерные кружева, оплеты салфеток и носовых платков почти не имеют веса. Льняная нить была так тонка и легка, что кружево подчас плели на волосяных булавках. Узоры его — пышные цветы, венки, гирлянды бутонов — словно наброшены на прозрачный фон. В серединах цветов, в фестонах по краю решетка имела более сложный рисунок. Елецкие мастерицы умели показать цветок в смелом ракурсе — как бы раскрывающимся. Изящество миниатюрных узоров, замысловатая композиция, богатство игры светотени не имеют себе равных.

Современное елецкое кружево также совсем не похоже на старинное тонкое многопарное. С 1950-х годов в городе Ельце Липецкой области стали плести сцепное кружево, менее трудоемкое и сложное. Но художники стараются сохранить его особые декоративные качества. Все элементы воздушные, разреженные. В кружеве преобладают растительные узоры, и среди них любимым мотивом стала гибкая цветущая ветвь.

В поездках по России С.А.Давыдова составила три коллекции кружева: одну — из образцов современного кружева для Петербургского кустарного музея, другую — для кустарного музея Московского земства (только кружево Московской губернии). Третья была ее личной коллекцией, для которой приобретались «замечательные экземпляры кружев старинной и современной работы». В собрании ГРМ более тридцати произведений, находившихся в ее личном собрании, не считая множества экспонатов из Кустарного музея, поступивших туда благодаря Давыдовой. Среди них есть уникальные образцы, находящиеся в экспозиции народного искусства. М. А. Сорокина ДАВЫДОВА Софья Александровна. // Выдающиеся собиратели народного искусства». СПб, 2011. С. 132-133.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library