Пермогорье (Волог.губ.)

Лопасть прялки. Деталь с пряхой. Оборотная сторона. Деталь „чаепитие“


Мастер Я. В. Ярыгин. Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

XIX век

Дерево, роспись. 85 х 19 х 57

Пост. в 1939 из коллекции В. В. Лебедева (Ленинград)


Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

В Пермогорье росписями широкого круга деревянных изделий, прялок, берестяных туесов занималось много мастеров. Самыми известными были семьи Ярыгиных, Мишариных, Хрипуновых.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)

Пермогорье (Волог.губ.)

Лопасть прялки. Деталь с пряхой. Оборотная сторона. Деталь „чаепитие“


Мастер Я. В. Ярыгин. Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

XIX век

Wood, painting.


Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

В Пермогорье росписями широкого круга деревянных изделий, прялок, берестяных туесов занималось много мастеров. Самыми известными были семьи Ярыгиных, Мишариных, Хрипуновых.

Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния

Пермогорье — крупный центр расписной посуды и утвари на Северной Двине. Здесь уже в XVIII веке расписывали сундуки и люльки, туеса и лукошки, чаши и ковши-скопкари, хлебницы и позднее — прялки. Среди растительного орнамента сказочные птицы-Сирины, олени, кони и единороги спокойно уживаются с вполне реальными курами и петухами, кошками и собаками, сценками чаепития за самоваром, прядения в хоромах, где героями являются деревенские жители в обычных одеждах. Всего четыре краски: желтая, зеленая соединяются с черным контуром рисунка на белом фоне левкаса в общую мажорную гамму.

Пермогорская роспись признана наиболее развитой по составу расписываемых предметов, по содержательности и разнообразию форм орнаментации. Ее декоративный стиль развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска, узоров драгоценных тканей и золотных вышивок. В росписи Пермогорья отразилось все „великолепие и роскошь „травного барокко“. (Тарановская Н. В. Роспись по дереву // Русское народное искусство в собрании ГРМ. Л., 1984. С. 42)


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library