
Утка с утятами по характеру лепки напоминает уточку из Инжавинья той же Тамбовской губернии. Обе свистульки имеют по две пары отверстий – музыкальных ладов.
Романово (Тамбовская губерния)В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.
The whistle “Duck with Ducklings” has two pairs of holes – musical modes. The features of modeling this piece remind us of the Duck from Inzhavinia, the Tambov province.
Романово (Тамбовская губерния)В игрушке из деревни Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии со временем изменились не только сюжеты, но и весь художественный облик. Наиболее ранние игрушки датируются концом XIX века. Для них характерен интерес к жанровым композициям. Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства. Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
В 1910–1920-е годы в липецкой игрушке преобладали изображения домашних животных, птиц, всадников. Чаще это хорошо знакомые домашние утки, коровы, бараны, козы.
Липецкие свистульки этого времени сильно увеличены в размерах. Свистки, скрытые в хвостах глиняных зверей, – больше дань традиции, чем приспособление для извлечения звуков. Массивные тяжеловесные тела стоят на четырех конических ножках, и только рога служат своего рода знаком отличия. Как красивую прическу гордо несет свои туго закрученные рога баран. Бодливо-острые торчат они вверх у козы. Традиционные приемы насечек и проколов палочкой дополнились характерными деталями – кругами-обводкой вокруг глаз и росписью поверх поливы. Цвет поливы разного оттенка – желтый, желто-зеленый с красными затеками – служит фоном, по которому разбросаны ветки елочек и полосы, исполненные серебряной краской – алюминием.