Школа Бернини

Амур и Психея


Год создания: Конец XVII века

Техника: Мрамор


Скульптурная группа "Амур и Психея" была приобретена для Летнего сада в Риме в 1719 году Ю. Кологривовым и находилась изначально в павильоне "Грот".

"Амур и Психея" - одно из наиболее интересных в художественном отношении произведений в собрании скульптуры Летнего сада. Сюжетом для него послужила поэтическая легенда о любви сына богини Венеры Амура к прекрасной девушке Психее.

Сюжет взят из произведения "Метаморфозы" древнеримского автора Апулея (II век н. э.). В изложении Апулея, Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел столь красивую девушку, он влюбившись не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком от матери в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо. Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.

Скульптор избрал кульминационный момент мифологической легенды, когда Психея, со светильником в руке, нарушив запрет богов, наклоняется к своему таинственному супругу. Через мгновение капля горячего масла, падающая из светильника, разбудит Амура, и он в гневе покинет Психею. Девушке придется перенести немало испытаний, прежде чем она вновь обретет своего любимого, а сжалившийся над влюбленными Юпитер не подарит ей крылья и бессмертие богов.

Имя Психея - греческое и означает "душа". В более поздние времена историю Амура и Психеи истолковывали как аллегорию странствований человеческой души, стремящейся слиться с любовью.

Амур, он же Эрот, он же Эрос, он же Купидон – бог любви.

Для художников расцвета барокко стало правилом показывать в своих работах самые острые моменты повествования, что давало им возможность подчеркивать напряженность человеческих чувств.

Bernini’s school

Cupid and Psyche


Creation: End of the 17th century

Size: 150 х 130 х 101

Technique: Marble


Not far from the Swan Canal pier the “Cupid and Psyche” statuary is situated. This work’s purchase has the following history: Peter I’s authorised delegate Yuri Kologrivov made a number of works of art purchases in Italy, among which there was the “Cupid and Psyche” statuary, which was named “Cupido and Psysha” in Russia. The arrangement was made in Rome in 1719 and, according to Yuri Kologrivov’sinformation, the sculpture was performed after Giovanni Lorenzo Bernini’s drawing for Christina, queen of Sweden. The name of the work’s author is unknown. Allegedly, it could be Giulio Cartari. Here is what Kologrivov wrote to the emperor’s secretary Makarov about his purchase: “… the plot when Psychy fell in love with the sleepy Cupid and I fell in love with them both. Without joking, wonderfully made and can be considered a wonder in liveliness and mastery”. And indeed, “Cupid and Psyche” on the Summer Garden alley seem to be characters of the ancient myth come alive.

The statuary, which is a real rarity, was initially established in the “Grotto” pavilion. The subject is taken from the writing “Metamorphoses” by the ancient Roman author Apuleius (2d century AD). In Apuleius’s narration Psyche was so beautiful that made Venus, the goddess of beauty, jealous, so she sent her son Cupid to wound Psyche. But when Cupid saw the girl he did not hurt her but took her to his chambers secretly and visited her at night in complete darkness having forbidden her to see his face. Deceitful and jealous sisters encouraged Psyche to break the ban and she tried to catch a glimpse of her lover’s face using a night lamp.

Here we can see a beautiful myth fixed in marble: admiring Psyche leans to her mysterious husband. In a moment a hot drop of oil from the lamp will wake Cupid and in anger he will leave Psyche. The girl will have to overcome many ordeals before she finds her lover again.

This statuary is distinguished by its author’s mastery, subtlety of performance, perfection of composition, elegance of modelling, spirituality and aching feeling of tenderness. Without any doubt it is one of the best works of Baroque plastic arts in the Summer Garden.

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library