Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Столь же уместны в домах майоликовые блюда „Садко“, увлекательные для глаза, многоцветные, с формами, полными жизни. Отмеченные смелостью и изобретательностью композиций, полные музыкальности, они — типичные образцы стиля модерн. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.
Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора.
Блюдо входит в серию майолик М.А.Врубеля на тему былины "Садко". В собрании ГРМ имеются еще два экземпляра, отличающиеся друг от друга размерами и цветовой гаммой. Акварельный эскиз к блюду (собрание ГРМ) был представлен на выставке "Мир искусства" 1903 года.
________________
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье – перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
Премьера оперы-былины на музыку Н.А.Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году. Сказка в России. СПб, 2001. С. 166.
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").
Крупнейший мастер модерна, Врубель разнообразно проявил себя в декоративно-прикладной сфере 1890-х, активно сотрудничая с Ф. О. Шехтелем в его постройках. На изысканные интерьеры „нового стиля“, на их столы, полки и камины были рассчитаны его полные романтического чувства, изощренные в колористическом решении серии майоликовых скульптур на темы опер-сказок „Садко“ и „Снегурочка“ (конец 1890-х – 1900). <…> Столь же уместны в домах майоликовые блюда „Садко“, увлекательные для глаза, многоцветные, с формами, полными жизни. Отмеченные смелостью и изобретательностью композиций, полные музыкальности, они — типичные образцы стиля модерн. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 21.
Работа в Абрамцевской керамической мастерской увлекала М. А. Врубеля идеей возрождения национального искусства и создания нового русского стиля. В основе сюжетов мастера – народные сказания, былины, песни, фольклорные образы. В 1890-х М. А. Врубель познакомился с композитором Н. А. Римским-Корсаковым, дружба с которым оказала большое влияние на творчество художника. Он выполнял декорации и серию скульптур, навеянных произведениями композитора.
Блюдо входит в серию майолик М.А.Врубеля на тему былины "Садко". В собрании ГРМ имеются еще два экземпляра, отличающиеся друг от друга размерами и цветовой гаммой. Акварельный эскиз к блюду (собрание ГРМ) был представлен на выставке "Мир искусства" 1903 года.
________________
Жил в Новгороде гусляр Садко. Да случилось однажды несчастье – перестали Садко на пиры звать на гуслях играть. И день не зовут, и другой не зовут. Пошел Садко на берег Ильмень-озера и стал морю синему играть. Вышел царь морской, игре Садко порадовался, да научил уму-разуму. Стал Садко богатым купцом новгородским. По морю с дружиною своей храброй плавал и товары разные продавал. Но попали как-то корабли в сильную бурю, и стали купцы морского царя задабривать. А царь морской захотел к себе в подводное царство гусляра Садко взять. Оказался Садко на дне морском, и заиграл на гуслях Садко для морского царя. Возмутилось от той пляски море синее и потонули корабли многие. Сломал Садко тайно гусли свои, но царь морской не отпускал его, а вздумал женить на морской царевне. Садко же, наученный силой доброю, царя морского перехитрил и вернулся в родной Новгород, где стал счастливо поживать со своею молодой женой.
Премьера оперы-былины на музыку Н.А.Римского-Корсакова состоялась в московской Русской Частной опере в 1897 году. Сказка в России. СПб, 2001. С. 166.
Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).