Малевич К. С.

Архитектон "Гота"


1923 (?)

Гипс. 85,3 х 56 х 52,5

Пост.: 1926 через ГЗК (?)


Новый термин «архитектон» и первые объемные композиции появились около 1923 года. Вертикальные модели, подобные этой, строились на пространственной динамике элементарных геометрических форм, как бы стремившихся преодолеть земное притяжение.

Именно в Витебске, куда Малевич приезжает по приглашению М.Шагала, (а позднее и в Государственном институте художественной культуры в Ленинграде) супрематизм стал «выходить» в архитектуру в виде сложных объемно-пространственных композиций, причем его «космическая» проблематика во многом сохранилась. Малевич говорил своим ученикам о космосе, о городах в космосе. Созданные ранее «супремы», парящие в белом супрематическом пространстве и напоминающие планеты, в начале 20-х годов приобретают все более реальные архитектурные очертания. Наряду с городами в открытом космосе в УНОВИСе проектируются и «аэрогорода», парящие непосредственно над землей.

Архитектон К.С Малевича — супрематическая архитектурная модель. Художник определял эти конструкции как архитектурные формулы новых форм. Малевичем создано более десяти архитектонов из картона, гипса и дерева. Объемные композиции включают в себя геометрические фигуры, которые врезались друг в друга под прямым углом. Они построены из значительного числа фрагментов, к примеру, в "Готе" их около 200, и в случае необходимости их можно полностью разобрать, а затем вновь собрать с большой точностью. Причем, для простоты сборки К. Малевич объединил все детали "Готы" в 26 блоков-фрагментов.

Создание архитектона — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич видел в своих экспериментах поиски нового художественного языка архитектуры будущего. Пластический язык Малевича предвосхитил многие решения создания удобной пространственной среды для человека. Существует версия, что архитекторы МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании главного здания. Один из наиболее значимых архитекторов XX века Ле Корбюзье писал, что архитектоны К. Малевича воздействует на чувства зрителя, вызывая эстетические эмоции и... приобщая к постижению гармонии мира и познанию красоты...".



Малевич Казимир Северинович
1879, Киев – 1935, Ленинград

Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.

Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).

В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма

Malevich K.S.

Gota. Architecton


1923 (?)

Gypsum.

Received in 1926 from the State Purchasing Committee (?)


In 1917, after Malevich had defined and developed the concept of Suprematism as a variant of geometric abstractionism, the October Revolution broke out, and marked the beginning of a period that would drastically alter the destiny of Russia and its people. The revolution was followed by the Civil War, and the consequent political and social upheaval had a dramatic effect on the largely peaceful development of Russian culture.

Like many other artists, Malevich enthusiastically embraced the new regime. He played an active role in organizing the new artistic processes and approaches, which, according to Malevich and his fellow members of the avant-garde, had to be rebuilt on new principles. In 1919, at the invitation of Marc Chagall and a number of his students and followers, Malevich traveled to Vitebsk, in present-day Belarus, where a new artistic association named UNOVIS, or “Champions of the New Art”, had been created. UNOVIS was given the task of decorating the city in order to celebrate the first anniversary of the Revolution.

It was in Vitebsk, and later at the State Institute of Art in Leningrad, where Suprematism first began to explore the world of architecture, in the form of complex and voluminous spatial compositions. The concept of the “cosmos” was maintained, and Malevich would speak to his students about the cosmos and the so-called “cosmic cities”. By the start of the 1920s, the Suprematist forms that had previously occupied a white pictorial space and somewhat resembled planets had now become more realistic architectural profiles. In addition to conceptualizing cities in outer space, the designs produced by UNOVIS also included “aero-cities” that would glide above the Earth.

The new word “architecton” and the first three-dimensional compositions first appeared around 1923. Vertical models similar to this one were built around the spatial dynamics of the most elemental geometric shapes. At the time, architectural forms such as this one looked as though they had been designed to overcome Earth’s gravitational field and reach out into space.



Malevich Kazimir Severinovich
1878, Kiev - 1935, Leningrad

Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library