Строй и образность картины романтичны и метафоричны при всей точности вероятной ситуации. В ней и историческая память о гражданской войне, и, пусть отрывочные, воспоминания раннего детства. В простоте сюжета — уважение к обычному, естественному. Моисеенко считал: «Маленькая деталь — черешня — это ключ к целому». Группа бойцов пластически соединяется со всей землей. Художник то приближает наш взгляд к лицам, фигурам, великолепно написанным деталям (например, рука возле эфеса шашки), то вдруг уводит к холмистому горизонту. Человек и событие живут в координатах картины и в нашем представлении о той поре. Конечно, пластическое решение с реальным и символическим пространством, эмоциональное письмо, то подробное, то обобщенное, ясная, наполненная внутренним движением острая композиция, выразительный, взятый по существу цвет — все слагается в волнующий вдохновенный образ. // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 279.
Написанное в конце 1960-х полотно стало своеобразным философским эссе о добре и зле на войне. Этой картине, одной из самых известных в изобразительном искусстве России, предшествовали многие работы художника ("Первая конная",1957; "Красные пришли", 1961; "Сын", 1969 и др.). Е. Е. Моисеенко рассказывал об этой картине так: "Я вспомнил своих ребят, друзей детства, которые погибли в эту (Гражданскую) войну... (Я изобразил их во время) короткой паузы. Они будто отрешились от жестоких будней войны и мечтают о мирном будущем. Эти мгновения прекрасны...". Своеобразным "камертоном" этой сцены стали цвет и вкус черешни – поэтический символ жизни для художника, ее расцвета, полноты. Художник поместил главных героев на вершине холма и разделил композицию на отдельные сцены так искусно, что совершенно не ощущается переход от внешнего описания к лирическому размышлению. На возвышенности изображены молодые люди, сидящие кругом, объединенные едиными помыслами, единой судьбой, они доверяют друг другу и понимают друг друга без слов. Это мечтатели с чистой душой и великой идеей. В сжатом пространстве дальнего плана угадывается мирная жизнь городов и сёл, как бы иллюстрируя времена мечтательных помыслов бойцов. "Тишина. Пауза. Может, в полдень там, за холмом, они полягут в эту ласковую траву, но в нашей памяти они останутся живыми, романтичными и трепетными… ".
Живописец, график.
Родился в деревне Уваровичи Гомельского уезда, Белоруссия. Учился в Московском художественно-промышленном училище им. М. И. Калинина (1931-1935), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1935-1941, 1945-1947) на факультете живописи. Преподавал в том же институте (1958-1988), руководил персональной мастерской живописи. Профессор (с 1963). Участник выставок с 1948.
Строй и образность картины романтичны и метафоричны при всей точности вероятной ситуации. В ней и историческая память о гражданской войне, и, пусть отрывочные, воспоминания раннего детства. В простоте сюжета — уважение к обычному, естественному. Моисеенко считал: «Маленькая деталь — черешня — это ключ к целому». Группа бойцов пластически соединяется со всей землей. Художник то приближает наш взгляд к лицам, фигурам, великолепно написанным деталям (например, рука возле эфеса шашки), то вдруг уводит к холмистому горизонту. Человек и событие живут в координатах картины и в нашем представлении о той поре. Конечно, пластическое решение с реальным и символическим пространством, эмоциональное письмо, то подробное, то обобщенное, ясная, наполненная внутренним движением острая композиция, выразительный, взятый по существу цвет — все слагается в волнующий вдохновенный образ. // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 279.
Написанное в конце 1960-х полотно стало своеобразным философским эссе о добре и зле на войне. Этой картине, одной из самых известных в изобразительном искусстве России, предшествовали многие работы художника ("Первая конная",1957; "Красные пришли", 1961; "Сын", 1969 и др.). Е. Е. Моисеенко рассказывал об этой картине так: "Я вспомнил своих ребят, друзей детства, которые погибли в эту (Гражданскую) войну... (Я изобразил их во время) короткой паузы. Они будто отрешились от жестоких будней войны и мечтают о мирном будущем. Эти мгновения прекрасны...". Своеобразным "камертоном" этой сцены стали цвет и вкус черешни – поэтический символ жизни для художника, ее расцвета, полноты. Художник поместил главных героев на вершине холма и разделил композицию на отдельные сцены так искусно, что совершенно не ощущается переход от внешнего описания к лирическому размышлению. На возвышенности изображены молодые люди, сидящие кругом, объединенные едиными помыслами, единой судьбой, они доверяют друг другу и понимают друг друга без слов. Это мечтатели с чистой душой и великой идеей. В сжатом пространстве дальнего плана угадывается мирная жизнь городов и сёл, как бы иллюстрируя времена мечтательных помыслов бойцов. "Тишина. Пауза. Может, в полдень там, за холмом, они полягут в эту ласковую траву, но в нашей памяти они останутся живыми, романтичными и трепетными… ".
Painter, graphic artist, portraitist, landscapist, genre painter, history painter. Studied at the Mikhail Kalinin School of Art and Industry in Moscow (1931-35) and the Institute of Painting, Sculpture and Architecture (1936-41, 1945-47). Contributed to exhibitions (from 1947). Taught at the Institute of Painting, Sculpture and Architecture (1958-89). Professor (1963). People''s Artist of the UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS, full member of the Academy of Arts of the UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS. Awarded the Lenin Prize (1974) and the State Prize of the UNION OF SOVIET SOCIALIST REPUBLICS (1983).