Мотив героического как неотъемлемой составной части спорта получил преломление и в сфере женского портрета-типа, где в предвоенное десятилетие ведущей являлась идея, согласно которой молодая, вступающая в «большую жизнь» девушка могла справиться с возложенными на нее новыми (притом ранее считавшимися совершенно не женскими) задачами, в первую очередь, благодаря именно спорту («Спартаковка», «Девушка в футболке» и «После кросса» Самохвалова, «Физкультурница» Ивана Куликова). Анатолий Дмитренко, Руслан Бахтияров. «О, спорт — ты мир!» // Спорт. СПб, 2009. С. 15.
Прообразом послужила Адамова Евгения Петровна (1907–1977) — учительница.
Портрет, экспонированный в 1937 году на Международной выставке в Париже и отмеченный золотой медалью, принадлежит к числу наиболее известных в советском искусстве, является вехой в творчестве его автора. «Особой радостью для меня представлялось осуществление в живописи образов моих современников тех лет», — вспоминал Самохвалов. Возгласом «брависсимо» приветствовал произведение И. Э. Грабарь, известный критик А. Эфрос считал изображенную «великолепной».
На «Экспо» во французской столице героиню портрета называли «советской Джокондой». Художник изобразил учительницу-активистку Евгению Петровну Адамову, сохранившую до конца своих дней удивительную душевность и увлеченность. В ее облике воплощены и типические черты человека своего времени — с его непосредственностью, энтузиазмом, целеустремленностью. Не только самой моделью, но и живописью, строгой, лаконичной и одновременно изысканной, Самохвалов утверждал своего рода идеал простой красоты. Приметы монументальности отличают ясную архитектонику композиции, широту письма, «фресковость» фактуры, динамизм образа. «Девушка в футболке» — произведение, в котором воплотилось представление об эпохе, «прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше». Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 230.
Живописец, график, скульптор, художник театра.
Учился на архитектурном факультете АХ (1914–1917), на живописном факультете ПГСХУМ–АХ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1923) в мастерской К. С. Петрова-Водкина. Участник выставок с 1917. Член и экспонент объединений: «Мир искусства» (с 1917), «Община художников» (с 1922), «Объединение новых течений в искусстве» (с 1922), «Жар-цвет» (с 1924), «Круг художников» (1926–1930), «Октябрь» (1930–1931). Занимался книжной графикой, сотрудничал с издательствами «Радуга», Детгиз. С середины 1930-х работал как сценограф. Выполнил оформление спектаклей «Бесприданница» А. Н. Островского в ГБДТ (Ленинград, 1935), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба в Академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (Ленинград, оба — 1943) и другие. В 1930-х сотрудничал с ГФЗ им. М. В. Ломоносова, создавал модели скульптуры и эскизы росписи фарфора. Преподавал в ЛВХПУ (1948–1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1967).
Girl in a Sports Shirt won a gold medal at the World Fair in Paris in 1937. One of the most famous works of Soviet art, it was regarded as a landmark in the artist’s oeuvre. Alexander Samokhvalov recalled: «It was a special joy to paint images of my contemporaries in those years.» The painting was acclaimed by fellow artists and critics alike, while the heroine was hailed as a «Soviet Mona Lisa» at the Exposition Universelle. The artist depicts Yevgenia Adamova, a teacher and activist who retained her freshness and vitality all her life. She is a typical Soviet citizen of the 1930s — spontaneous, enthusiastic and purposeful. Samokhvalov confirms his ideal of a simple beauty not only in his model, but also in the painting — austere, laconic and elegant.
The clear architectonics of the composition, broad painting, frescolike texture and dynamic image contain features of monumentality. Girl in a Sports Shirt embodies the artist’s concept of the era and «a remarkable contemporary, the sort of girl who did not exist before.» Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 347.
Painter, graphic artist, theatrical designer, applied artist, sculptor.
Studied architecture at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1914-18) and at the Free Art Studios/Higher Art and Tech¬nical Studios in Petrograd (1920-23). Contributed to exhibitions (from 1917).