Поднявшись в 1910-х годах в бескрайнее пространство супрематических миров и насладившись его пустотой, в 1920-х Казимир Малевич вернулся из абсолютно белого неба, восстановил горизонт, воздвиг над ним заправленные пустотой безликие фигуры «землянитов».
Живописные произведения Малевича позднего периода стилистически разнообразны. Среди них особенно остро воспринимаются "безликие" фигуры, к числу которых относится и "Крестьянка". Произведение вызывает ассоциации и с пластикой архаической скульптуры, и с деревянной игрушкой, и с модернистским манекеном. Есть некая первозданная чистота и великая скорбь в пластике фигуры: она ощущается в ее интригующей загадочности со стертыми чертами овала/лица, и в черном цвете, окрашивающем руки, ноги, голову, и в диагональных полосах грозного неба. Все это возможно связано с тревожными мыслями Малевича, наблюдавшего, как последовательно в новой России осуществляется программа "обезличивания" нации. В образе Крестьянки с бессмысленно опрокинутым к небу лицом, бесспорно, отразилась трагедия времени конца 1920-х годов, когда окончательно разрушался и без того хрупкий мир русского крестьянства с его гармоничным укладом деревенской жизни.
Произведение отличают волнующая экспрессия цвета, монументальность обобщенной трактовки фигуры на фоне тревожного неба. Величественна и трагична в своем "космическом" одиночестве безликая крестьянка Малевича. Композиционная схема строится на двух осях: вертикальной и горизонтальной, создавая исполненную глубокой символики, прежде всего для самого художника, форму креста. Эта схема представляет собой наиболее характерную особенность постсупрематического пространственного восприятия Малевича и прослеживается практически во всех полотнах "второго крестьянского цикла".
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог.
Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927).
В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма
Although Malevich’s images of peasant life are connected to the themes he explored from 1910 onwards, they stand out for their sense of drama and intensity, which is most profoundly expressed in the impersonality of the figures. In this painting, a peasant woman is standing immobile and inscrutable, on a striped patch of land and with a banded sky in the background. What can she do in such a silent world? The sobriety and geometric regularity of the horizontal lines of the landscape intensify the sensation of inertia, and the feeling of bleak stillness exuded by this female figure with her arms hanging down impotently at her sides. The sinister funereal color of her body and head adds to her melancholy character. The contrast Malevich creates between the woman’s black face and white clothing is reminiscent of the basic color scheme that underpins his Black Square, and also serves to lend the figure a certain metaphysical quality.
Despite this stillness, however, the diagonal bands of the sky give the woman’s posture a certain energy, as she turns her head skyward towards the sad call of her fate, or perhaps to offer up a prayer to an invisible Creator. Undoubtedly, this peasant woman reflects the tragedy that unfolded towards the late 1920s, when the fragile world of the Russian peasantry and its harmonious way of life collapsed. However, there are some who have connected this painting to the classical tradition: specifically Pieter Brueghel the Elder’s painting titled The Parable of the Blind Leading the Blind, in which case Malevich’s artwork takes on a much broader philosophical meaning.
Painter, graphic artist, writer on art, portraitist, landscapist, abstractionist. Studied at the Kiev School of Art (1895-1896) and Fyodor Roehrberg's studio in Moscow (1906-1910). Contributed to exhibitions (from 1905). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (from 1907), Donkey's Tail (1912), Target (1913), Der Blaue Reiter (1912), Salon des Independants (1914), Tramcar V. First Futurist Exhibition (1915) and 0,10. Last Futurist Exhibition (1915-1916). Designed the sets and costumes for the Futurist opera "Victory Over the Sun" (1913). Member of the Union of Youth (1910) and Jack of Diamonds (1910, 1916). Founded the AFFIRMES OF THE NEW ARTgroup (1920). Worked for Department of An People's Commissariat of Education (1918-1919). Director of the Museum/Institute of Artistic Culture in Petrograd/Leningrad (1923-1926).