В начале 1920-х годов художник окончательно формулирует теоретическое обоснование своего творческого метода, в числе основополагающих моментов которого — использование «сферической» или «наклонной» перспективы и доминирующего «трехцветия». Если красный, синий и желтый цвета, главенствующие в его палитре, базировались на вековых традициях иконописи и к тому же нашли в ХХ веке научное объяснение, то «сферическая» перспектива родилась из опыта собственных наблюдений, обогащенных открытиями футуристов. <...> Использование сферической перспективы не стало для художника некой догмой и целиком зависело от образной характеристики. «На линии огня» (1916), «Полдень. Лето» (1917), «Смерть комиссара», запоминающиеся своей монументальностью и возвышенной патетикой, во многом обязаны сферической перспективе. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 12.
Созданное накануне революции полотно «Полдень. Лето» справедливо называют этапным произведением Петрова-Водкина. Место действия — Хвалынск, содержание — человеческая жизнь. В 1916 году в Хвалынске на руках у художника умирает отец, его предали земле в полдень, и в память об этом Петров-Водкин пишет картину по подобию иконы с «житием». На все происходящее зритель взирает с высоты, сквозь ветку знаменитых хвалынских яблонь. Рождение, любовь, труд, смерть… В потоке спрессованного времени, как в сновидении, возникают сцены жизни простого человека. Художник вольно обращается с масштабами фигур, перестраивает пространственные планы, соединяя все в звучном аккорде сотканного из фрагментов образа. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 13.
Картина «Полдень», написанная в 1917 году на смерть отца — это поэтический рассказ о земном бытии человека, живописная притча о гармонии божественного мироустройства, о неизбежности конца и нового начала.
Широко раскинула просторы крестьянская земля, красивая и мощная, с богатыми нивами, зелеными лугами, лесами, с плывущими по голубой ленте реки в неоглядную даль суденышками и плотами. На этом фоне космического в своем величии пейзажа художник разворачивает картину обыденной человеческой жизни, одномоментно представляя все ее этапы – от рождения до смерти. Живописной метафорой жизненного пути становится дорога, по которой медленно движется печальная процессия деревенских похорон. А вокруг, на зеленых холмах, словно вздымаемых дыханием земли, сцены материнства, любви и труда. На пригорке встречаются парень и девушка — рождается любовь. Под развесистым деревом молодая мать кормит новорожденного ребенка. Люди заняты повседневным трудом: мужчина заготавливает дрова, ухаживает за скотом, женщина едет в телеге по своим хозяйственным делам. На лугу, отдыхая, безмятежно спят муж и жена. И снова женщина с младенцем на руках, и опять начинается новая жизнь. В этом потоке мирского существования, подчиненного круговому иконному ритму времени, смерть так же естественна и необходима как рождение ребенка. Это часть мироздания, символом которого воспринимается ветвь яблони с тяжелыми спелыми плодами. Это подтверждает и цветовое звучание «Полдня» – праздничное сочетание белых и красных крестьянских одежд, зелени травы и листвы, голубых далей и желтых яблок, словно источающих солнечный свет, разливающийся по всему миру.
Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической» и, как и во многих других своих полотнах, широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. В картине есть то космическое ощущение реальности, которое пронизывает все искусство художника. Не скорбь по оставившему землю человеку, а тихая радость о душе, ушедшей к Богу – в этом смысл притчи художника.
Радио "Вера". Свидание с шедевром
Живописец, график, теоретик искусства, писатель.
Родился в Хвалынске Саратовской губернии. Учился в иконописной мастерской, позже – в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова в Самаре (1893–1895), в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге (1895–1897), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина и В. А. Серова (1897–1904), в студии А. Ашбе (1901) в Мюнхене, в частных академиях Парижа (1905–1908), в том числе в студии Ф. Коларосси. В эти же годы посетил Италию, Грецию, Францию, Северную Африку. Испытал разнообразные воздействия как современных (французский символизм), так и старых традиций (живопись Древней Руси и итальянского Раннего Возрождения).С 1908 участник выставок «Золотого руна». Член обществ «Мир искусства» (1910–1922), «Четыре искусства» (1925–1928) и других. Преподавал в школе Е. Н. Званцевой (1910–1915) в Петербурге, в Свободных художественных мастерских (1918–1921), Всероссийской Академии художеств (1918–1933). Профессор. Первый председатель Ленинградского отделения Союза советских художников.
Уже в ранний период творчество отмечено символистской ориентацией («Элегия», 1906; «Берег», 1908; «Сон», 1910). Принципиально важным рубежом стало «Купание красного коня» (1912), в котором прочитывается стремление к синтезу восточной и западной живописных традиций. В этот же период сформулировал принцип трехцветия, в котором принимал за основные цвета только синий, желтый и красный, считая остальные производными от их смешения друг с другом. Активно использовал этот принцип в картинах, посвященных материнству («Мать», 1915, «Богоматерь Умиление злых сердец», 1914–1915, «Петроградская мадонна», 1918). В 1910-х складывается особая художественно-теоретическая система Петрова-Водкина, где главную роль играет принцип «сферической перспективы», который позволяет, изображая натуру одновременно сверху и сбоку, передавать ощущение «земли как планеты» («Полдень. Лето», 1917, «Весна», 1935 и др.). По-своему «планетарны» его натюрморты («Селедка», «Утренний натюрморт», 1918). Космологический символизм сказывается и в портретах («Автопортрет», 1918; «Голова мальчика-узбека», 1921; «Портрет Анны Ахматовой», 1922, и др.). Искренне приняв революцию, художник создал эпически-идеализированные образы Гражданской войны («После боя», 1923; «Смерть комиссара», 1928). На рубеже 1920-х и 1930-х, вынужденный из-за болезни на время оставить живопись, обратился к литературному творчеству. Именно тогда написаны автобиографические повести «Хлыновск» (1930) и «Пространство Эвклида» (1933).
Midday offers an excellent example of Kuzma Petrov-Vodkin’s unique painterly system. The master often addressed common human themes and this picture is perceived as a philosophical and slightly melancholic reflection on the eternal problems of existence. The work was actually inspired by the death of the artist’s father. As in his other canvases, the artist employs the motif of the environs of his native town of Khvalynsk in Saratov Province, reproducing the hilly landscapes criss-crossed by rivers, ravines and roads. The great cycle of human life – birth, childhood, youth, labour, relaxation, love, maternity, old age and death – is depicted against a natural background of the eternally young and bountiful earth. The tritone principle and the device of spherical perspective, shifting the composition along the diagonal axis, transform this small corner of Russia into a metaphor for the endless space of our green and blue planet.
Painter, graphic artist, writer on art, history painter, portraitist. Studied at the Baron Stieglitz Central School of Technical Drawing (1895-97), under Abram Arkhipov and Valentin Serov at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1897-1904), at Anton Aube''s school in Munich (1901) and private academies in Paris. Contributed to exhibitions (from 1898). Contributed to the Salon d''Automne (1906-07, 1908), Sergei Makovsky Salon (1909), Union of Russian Artists (1909, 1910), Golden Fleece (1909), Union of Youth (1910), World of Art (191124), Second Post-Impressionist Exhibition (1912), First Free Exhibition of Works of Art (1919), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1928), Four Arts (1925-29), World Exhibition in Brussels (1910) and the International Exhibitions in Rome (1911), Malmo (1914) and Venice (1924, 1928). Taught at the Elizaveta Zvantseva School of Painting and Drawing in St Petersburg (1910-15) and the Free Art Studios/Academy of Arts (1918-38). Honoured Artist of Russia (1930).