Нестеров М. В.

Портрет О. М. Нестеровой («Амазонка»)


1906

Холст, масло. 175 x 86,5

Пост. в 1907 от автора, Киев


«Амазонка» – одно из наиболее выдающихся произведений русской портретной живописи начала XХ века. Эта работа, с первого взгляда покоряющая своей гармонией, выходит за рамки изображения конкретного человека. В ней Нестеров сумел дать обобщенный образ целого поколения молодых русских женщин, живших романтическими грезами Серебряного века. Элегантный силуэт девушки «в стиле модерн», красиво застывший на фоне холодного заката, будто воплотил в себе хрупкость этих светлых, но наивных преставлений, вскоре погребенных под развалинами рухнувшего русского быта. Героиня нестеровского полотна в известной степени противостоит типичному для модерна образу «женщины-вамп» — сексуальной, опасной и холодной красотки, столь часто гостившей на полотнах мирискусников. Художник как бы полемизирует с этим набившим оскомину штампом, сочетая стильность с чисто русской задушевностью. Здесь оказались очень сильны дорогие Нестерову меланхолические «чеховские» интонации, которые звучали и в его пейзажном творчестве. Павел Климов. Очарование Китежа // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 21.

Портрет дочери Ольги (в замужестве Шретер) написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце. Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу. «Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу», – писал художник. Он не рассматривал себя как портретиста, считая это делом И. Е. Репина и В. А. Серова, но тем не менее уже в предреволюционные годы создал в этом жанре несколько значительных произведений, а в поздний период творчества раскрылся именно как непревзойденный мастер портрета.

Свою старшую дочь Ольгу Михайловну Нестерову художник писал неоднократно. Знаменитый портрет в костюме для верховых прогулок – амазонке – лучший. В основу композиции положен натурный этюд, сделанный под Уфой на реке Белой и оконченный позднее в Киеве. Стройная фигура молодой женщины изображена на фоне типичных для Нестерова зеленеющих далей. Слегка усталое лицо с легкой грустью находится в удивительном созвучии и взаимосвязи с состоянием природы – тихими предзакатными часами. Картина полна мягкого элегического раздумья. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», – эти слова Нестерова верны по отношению к портрету дочери, отражая его творческую концепцию. Они стали лейтмотивом полотна, в котором в образе близкого человека воплотились представления художника о красоте и совершенстве, гармоничном единении природы и человека. По воспоминаниям дочери, многие считали, что портрет не передает характер модели, но Нестеров говорил, что именно такой хотел бы видеть дочь. Это был идеал, к которому стремился художник и поиски которого лежали в основе творчества многих живописцев того времени. (Г. К.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 63.

Изображена Нестерова (в замужестве Шретер) Ольга Михайловна (1886–1973). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 63.



Нестеров Михаил Васильевич
1862, Уфа – 1942, Москва

Живописец, график, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).

Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И. М. Прянишникова, А. К. Саврасова и В. Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П. П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И. Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С. И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).

Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894).  Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.

Nesterov M. V.

Portrait of the Artist’s Daughter


1906

Oil on canvas. 175 x 86,5

Received in 1907


Mikhail Nesterov often portrayed his eldest daughter Olga. This famous portrait depicts her in riding gear on the bank of the White River outside Ufa. The composition is based on a study from life later finished in Kiev. The slender figure of the young woman is depicted against a background of green fields commonly encountered in Nesterov’s works. Olga’s slightly wearisome face betrays a hint of light grief, corresponding to the quiet state of nature in the hours before sundown. The canvas is pervaded with a mood of soft and elegaic meditation. As the artist once said: «I avoid depicting ‘strong passions’; I prefer our quiet landscapes and the inner life of man.» Olga Mikhailovna Nesterova (married name Schroeter) (1886–1973). Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 251.



Nesterov Mikhail Vasilyevich
1862, Ufa - 1942, Moscow

Painter, portraitist, landscape artist, genre painter, author of memoirs and essays on artists. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1877-81, 1884-86) and the Imperial Academy of Arts (1881-84). Full member of the Imperial Academy of Arts (1910). Member of the Society of Travelling Art Exhibitions (1896) and founding member of the Union of Russian Artists (1903). Contributed to the exhibitions of the Society of Travelling Art Exhibitions (1889-1901), World of Art (1899-1901), 36 Artists (1901-03), Union of Russian Artists (1922, 1923), All-Russian Exhibition in Nizhny Novgorod (1896), Exposition Universelle in Paris (1900), International Exhibitions in Munich (1898,1909) and Rome (1911), Die erste russische Kunstausstellung in Berlin (1922) and the Exhibition of Russian Art in New York (1924). Honoured Artist of the RUSSIAN SOVIET FEDERATED SOCIALIST REPUBLIC (1942). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library