Альтман Н. И.

Портрет А. А. Ахматовой


1914

Холст, масло. 123,5 x 103,2

Пост. в 1920 из собр. А. В. и Ж. Л. Румановых (Петроград)


«Анна Андреевна поразила меня своей внешностью. Теперь, в воспоминаниях о ней, ее иногда называют красавицей: нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание»*. В этих строках поэт и критик Георгий Адамович ярко описал впечатление, которое Ахматова производила на своих современников. Ее необычная, запоминающаяся внешность, ее полная достоинства манера держать себя неоднократно вдохновляли художников. Как правило, авторы портретов Ахматовой были не только поклонниками ее таланта. Они входили в обширный круг ее общения. И образ Ахматовой возникал в их творчестве неслучайно.

Ахматова и сама выступала собственным портретистом. В стихотворных автоописаниях она не просто фиксирует черты своей внешности, — выстраивая, оттачивая свой облик, она творит свою лирическую героиню. «И кажется лицо бледней / От лиловеющего шелка, / Почти доходит до бровей / Моя незавитая челка», — этот поэтический автопортрет, созданный в 1913 году, в пору стремительного взлета ее ранней славы, стал объектом восхищенного подражания для многих женщин, сформировал своего рода моду.

Натан Альтман, автор одного из самых известных портретов Ахматовой, следует этому образу, воплощая определяющие черты ее индивидуального стиля. Художника и поэтессу связывали воспоминания о Париже, где они встречались в 1911 году. Альтман работал тогда в легендарном «Улье», монпарнасском пристанище интернациональной богемы. Ахматова же в те дни была музой другого обитателя «Улья», Амедео Модильяни. В ее воспоминаниях о визитах в мастерскую Альтмана, располагавшуюся в мансарде на набережной Невы, — о долгих разговорах, шутках и сумасбродных прогулках по крыше, — проступают сюжеты парижского богемного мифа.

Созданный Альтманом образ, по-декадентски утонченный и в то же время полный внутренней силы, стал одним из символов Серебряного века с его культом стиля и тревожными предгрозовыми предчувствиями. Любовь Шакирова. «Приходи на меня посмотреть...» // Каталог выставки в Малаге «Анна Ахматова. Поэзия и жизнь». 2019. С. 11-13.

* Адамович Георгий. Мои встречи с Анной Ахматовой // Адамович Георгий. Сомнения и надежды. М.: Олма-Пресс, 2006. С. 98–99.

Одним из лучших в творческом наследии художника является портрет Анны Андреевны Ахматовой, урожденной Горенко (1889–1966), с которой Альтман познакомился в 1911 году в Париже. Через два года они встретились в Петербурге, и Альтман попросил Ахматову дать ему несколько сеансов. Стремясь подчеркнуть артистизм модели, художник был далек от мысли представить поэтессу в будничной обстановке своей мастерской. Он разработал условный, несколько фантастический фон. Особую рафинированность придает произведению декоративно звучное колористическое решение. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 303.

Одно из лучших произведений в наследии Альтмана, портрет появился под впечатлением стихов Ахматовой (в то время уже автора книги «Вечер»), а также знакомства с поэтессой в 1911 году в Париже и встреч с ней в петербургском кабаре «Бродячая собака». Она сама и ее поэзия казались молодому художнику отзвуком мира «радости небывшей», связывались с мечтами о вечной, нетленной красоте. Анна Ахматова запечатлена такой, какой запомнилась многим современникам – грустная молодая женщина, высокая и стройная, с чеканным профилем и неизменной челкой, кутающаяся в большую шаль. Работая над портретом в мастерской на Тучковой набережной, Альтман отказался от конкретизации обстановки. Поэтесса изображена на фоне пейзажа, волей автора преображенного в сияющие кристаллы, воспринимающиеся как мир отвлеченной, возвышенной мечты. Интенсивные цвета одежды и прозрачные тона фона сверкают на полотне, как драгоценные камни, подчеркивая утонченность и вдохновенность поэтессы. Валентина Князева // Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 5.

Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (1889–1966) – поэт. 

Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889–1966) уже была прославленным поэтом. Образ, созданный художником, сохранил ярко выразительную внешность Ахматовой и свойства оригинального характера, сочетающего особую закрытость, утонченность натуры и черты величавости и даже царственности. В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших. Художник создает образ экспрессивными живописными средствами: контрастами цвета, угловатостью линий, несколько кубизированными – в духе времени – формами.



Альтман Натан Исаевич
1889, Винница Подольской губ. – 1970, Ленинград

Живописец, график, скульптор, художник театра и кино.

Родился в Виннице. Учился живописи и скульптуре в Одесском художественном училище (1903–1907). В 1910–1912 работал в «"Свободной русской Академии"» (академия М. И. Васильевой) в Париже. В конце 1912 приехал в Петербург, где, своеобразно применяя в натюрмортах и портретах приемы недавно зародившегося во Франции кубизма, за короткое время стал одним из наиболее заметных живописцев.

Столь же успешными были его опыты в скульптуре, графике (цикл «Еврейская графика» по мотивам надгробных рельефов, 1914) и сценографии – пьеса «Чудо святого Антония» М. Метерлинка в петроградском литературно-артистическом клубе-кафе «Привал комедиантов» (1916). В 1915–1916 преподавал в Петрограде в студии М. Д. Бернштейна, в 1918–1920 – в Петроградских свободных художественных мастерских, в 1918–1921 работал в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, в 1923 – в Институте художественной культуры. Принимал участие в праздничном оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции (1918), в осуществлении плана монументальной пропаганды. Использовал приемы супрематизма в цикле беспредметных картин (1919– 1920). В последующие годы сосредоточил свои усилия на графике – станковой (серия портретов современных писателей, 1926–1927) и книжной. Особенно плодотворной была его деятельность в театре – спектакль Е. Б. Вахтангова по пьесе С. Анского «Гадибук» (театр-студия «Габима», 1921), сотрудничество с Государственным еврейским театром («Уриэль Акоста» К. Гуцкова, 1922; «Женитьба Труадека» Ж. Ромена, 1927). В 1928–1935 жил в Париже, где написал большое количество пейзажей и натюрмортов, в которых тонко и своеобразно возрождал традицию импрессионизма. С 1936 работал в Ленинграде. Среди его созданий той поры выделялись декорации к известным шекспировским пьесам, поставленным ленинградскими театрами – «Король Лир» (ГБДТ, 1941), «Отелло» (1944), «Гамлет» (Театр драмы им. А. С. Пушкина, 1954), эскизы костюмов к кинофильму «Дон-Кихот» (1955), иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема, В. Бласко Ибаньеса, Э. Кастро, Э. Золя и др. Работал в промышленной и книжной графике, сделал ряд росписей по фарфору. Публиковал статьи по вопросам искусства. 

Altman Nathan

Portrait of Anna Akhmatova


1915

Oil on canvas. 123,5 x 103,2

Received in 1920


This portrait is one of the finest works in Nathan Altman’s oeuvre. It was inspired by Anna Akhmatova’s poetry, the artist’s acquaintance with the poetess in Paris in 1911 and their meetings at the Stray Dog cabaret in St Petersburg. Anna Akhmatova is depicted as many contemporaries remembered her — a melancholy young woman, tall and slim, with a sharp profile and a fringe. Working on the portrait in his studio on the Tuchkov Embankment, Altman rejected a concrete setting. The poetess is depicted against a landscape of shining crystals, symbolising the world of sublime and abstract dreams.

Anna Andreyevna Akhmatova (Gorenko) (1889–1966): Poetess, leading figure of the Silver Age. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 303.



Altman Nathan Isaevich
1889, Vinnitsa - 1970, Leningrad

Painter, graphic artist, sculptor, book, theatrical and cinema designer. Studied under Kiriak Kostandi and Gennady Ladyzhensky at the Odessa School of Art (1903-07) and at the Maria Vasilyeva Free Russian Academy in Paris (1910-11). Contributed to exhibitions (from 1906). Contributed to the exhibitions of the Fellowship of South Russian Artists (1910), Union of Youth (1913-14), World of Art (1913, 1915, 1916) and the Jewish Society for the Encouragement of Artists (1915-19; founding member). Taught at Mikhail Bernstein's studio (1915-16) and the State Free Art Studios in Petrograd (1918-20). Member of Department of An, People's Commissariat of Education (1918-21). Research assistant of the Institute of Artistic Culture (1923). Designed for theatres. Honoured Artist of the Russian Soviet Federater Socialist Republic (1968).

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library