Николаев Я. С.

Автопортрет


1942

Холст, масло. 62 х 48

Пост. в 1964 через ЛОСХ


Трудно переоценить значение образной панорамы блокадного города, созданной Ярославом Николаевым в годы войны. В ней отразились страдания людей в осажденном Ленинграде и одновременно не сломленное их достоинство, воплотился увиденный с особой остротой облик города («я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет,» – говорил художник). Это отражало способность автора увидеть красоту сквозь трагедию – в лицах, поступках людей, в городских пейзажах. Исповедальной силой отражается и автопортрет художника. В нем воплотилось не только переживание автора, но и тех, среди которых жил художник. Портрет был создан после пребывания Николаева в стационаре для истощенных. Это произведение, хранящее печать времени, поражающее своей образной выразительностью, было написано на холсте, случайно найденном им в Союзе художников, и осталось впечатляющим художественным документом. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 268.

Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, Ленинград

Живописец.

Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).

Nikolayev Y.S.

Автопортрет


1942

Canvas, oil. 62 х 48


Трудно переоценить значение образной панорамы блокадного города, созданной Ярославом Николаевым в годы войны. В ней отразились страдания людей в осажденном Ленинграде и одновременно не сломленное их достоинство, воплотился увиденный с особой остротой облик города («я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет,» – говорил художник). Это отражало способность автора увидеть красоту сквозь трагедию – в лицах, поступках людей, в городских пейзажах. Исповедальной силой отражается и автопортрет художника. В нем воплотилось не только переживание автора, но и тех, среди которых жил художник. Портрет был создан после пребывания Николаева в стационаре для истощенных. Это произведение, хранящее печать времени, поражающее своей образной выразительностью, было написано на холсте, случайно найденном им в Союзе художников, и осталось впечатляющим художественным документом. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 268.

Nikolayev Yaroslav Sergeyevich
1899, Shavli, Kovno Province — 1978, Leningrad

Painter. Studied at Kazimir Zelenevsky’s studio in Tomsk (1917); Tomsk University, law department (1917–1918); Irkutsk University, history and philosophy department (1919–1920); State Free Art Studios in Irkutsk (1925–1928). Contributed to exhibitions (from 1927). Member of the Leningrad Union of Artists (1932), chairman of its board (1948–1951). Lived in Leningrad during the Siege; created a number of paintings dedicated to the heroic defence of the city (1941–1945). Honoured Artist of the RSFSR (1956), People’s Artist of the RSFSR (1975).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library