
На картине изображена сцена колхозного праздника урожая. Этот праздник совсем не относится к числу нововведенных советской властью; он вырос из традиционных русских народных гуляний, отмечающих важные вехи в годовом жизненном цикле. Суть праздника осталась прежней: закончены труды по выращиванию урожая, пришло время труженикам «пожинать плоды», природа была милостивой и щедро наградила их дарами. «Жить стало лучше — жить стало веселее!» — читаем на транспаранте, который венчает портрет правителя советского государства И. В. Сталина. Это уже примета советского времени. Она призвана подчеркнуть новую «историческую правду» и перенести народный праздник, завершающий страдную пору, за рамки конкретного села, превратив его в праздник всенародный.
Пластов создал свою картину на основе огромного числа этюдов, выполненных с односельчан. Он родился и прожил бoльшую часть своей жизни в селе Прислониха (недалеко от Ульяновска), посвятив все свое творчество сельской теме. Персонажи его картины — реальные люди 1930-х годов, навсегда, поэтично и искренне, запечатленные рукой мастера. Вместе с тем, идеализированное изображение изобилия, веселья — программное явление в советском искусстве 1930-х годов, для которого сюжет праздника становится одним из насущных. Тамара Чудиновская. Большая картина. СПб., 2006. С. 209; Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 348.
Живописец, график.
Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского; вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914); занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского; учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина; посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Участник выставок с 1921. Народный художник СССР (1962).
Arkady Plastov’s Collective Farm Holiday depicts the harvest celebrations at a Soviet collective farm. The festivities are not among those introduced by the Communist authorities; this is one of the traditional Russian folk holidays marking the most important events in the annual cycle of life. The villagers have brought in the harvest; now it is time to reap the fruits of their labours. Nature has been kind and lavishly rewarded their efforts. The banner crowned by the portrait of Joseph Stalin claims that «life has become better, life has become fun.» This is a token of the Soviet period and Communist propaganda, transferring the traditional folk festival beyond the bounds of a concrete village into a national celebration.
Arkady Plastov painted this picture after making a series of studies of fellow villagers. He was born and spent most of his life in the village of Prislonikha near the town of Ulyanovsk. The artist devoted his entire oeuvre to the rural theme. The heroes of his paintings are real people of the 1930s, recorded for posterity in the master’s poetic and sincere images. The idealised image of abundance and festivities was an official requirement of Soviet art in the 1930s. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 350.
Painter, graphic artist. Studied under Archangelsky at the Simbirsk Theological College (1908-1912), at the Stroganov School of Art and Industry (1912-1914, occasional student), advised by Fyodor Fedorovsky (1914-1917) and studied sculpture under Sergei Volnukhin at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture and painting under Leonid Pasternak, Alexei Korin, Apollinary Vasnetsov and Alexei Stepanov in studios. Contributed to exhibitions (from 1921).