Родченко А. М.

Белый круг (Композиция №76)


1918

Холст, масло. 89,2 х 71,5

Пост.: 1926 из МХК через ГИНХУК, Ленинград


В этой работе Родченко решает сложную задачу развития пространства в глубину при сохранении внешней статики и вместе с тем тонкого взаимодействия светлого фона со светлым же кругом. Это своеобразно сцепленное движение: фон–белый круг–синий представляют живописный «перпетуум-мобиле». Но это вечное движение не только цветовых плоскостей, но и красоты, воплощенной в изменчивых формах. И если вспомнить слова художника: «Живопись — тело, творчество — дух», то здесь мы встречаемся с одухотворенной пластикой, рождающей ощущение почти классического гармоничного сочетания формы. Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 334.

В своих абстрактных композициях художник варьирует простейшие геометрические фигуры, выстраивает новую изобразительную пространственность. Он использует приемы цветовых и масштабных контрастов, оптические эффекты, которые усиливает фактурная проработка поверхности холста, подчеркнутая логика цветосочетаний. Линия, цвет, пространство главные компоненты живописной манеры А. Родченко. В 1918 в газете «Анархия» художник заявил, что «упорно изучает проекцию в глубину, высоту, ширину, открывает нескончаемую возможность построения за пределы времени», называет свои произведения «композициями движений окрашенных и проектируемых частей». Совершенно очевидно, что импульс к движению по этому пути художник получил от К. Малевича. Однако в отличие от последнего А. Родченко большой материалист и, по существу, ближе В. Татлину с его отношением к искусству как ремеслу и процессу творчества как изобретению.



Родченко Александр Михайлович
1891, Петербург - 1956, Москва

Живописец, график, скульптор; автор пространственных конструкций; фотограф, дизайнер, театральный художник.

Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Казанской Художественной школе (1910-1914), в Центральном Строгановском училище технического рисования с 1913 г. Член художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса и заведующий Музейным бюро, член его первой закупочной комиссии (1918-1921), член-учредитель Института Художественной культуры (1920-1924) в Москве. Преподавал в Московском пролеткульте (1918), на деревоотделочном и металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа (1920-1930). Сотрудничал с журналами "ЛЕФ", "Кинофлот", "Огонек", "СССР на стройке".

Rodchenko A.M.

White Circle


1918

Oil on canvas. 89,2 х 71,5

Received in 1926


Alexander Rodchenko’s abstract compositions vary the simplest geometric figures. The artist constructs a new representational spatiality, the optical effect of which is intensified by the textural working of the surface of the canvas and the logical colour combinations. Line, colour and space are the main components of Rodchenko’s painterly technique. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 340.

In 1918, Alexander Rodchenko wrote that he was «persistently studying projection into depth, height and breadth, opening up the endless possibility of constructing beyond the bounds of time.» He called his works «compositions of coloured movements and projected parts.» Rodchenko clearly received the impulse that led him along this path from Kazimir Malevich. Unlike Malevich, however, Rodchenko was a true materialist and in essence closer to Vladimir Tatlin and his relationship with art as a handicraft and the process of creation as one of invention. Russian Museum: From Icons to the Modern Times. Palace Editions, St Petersburg, 2015. P. 340.



Rodchenko Alexander Mikhailovich
1891, St Petersburg - 1956, Moscow

Painter, graphic artist, sculptor, author of spatial constructions, photographer, designer, theatrical designer. Studied at the Kazan School of Art (1910-1914) and the Stroganov Central School of Art and Industry in Moscow (1914-1917). Contributed to exhibitions (from 1913). Joined Department of An, People's Commissariat of Education (1918), directed the Museums Office and worked for its first purchasing commission (1918-1921). Founding member of the Institute of Artistic Culture in Moscow (1920-1924). Taught at Moscow Proletcult (1918) and the Faculties of Woodwork and Metalwork, Higher Art and Technical Studios(1920-1930). Took courses in photography at the Moscow Institute of Polygraphy (1930s). Collaborated with various magazines (1920s). 

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library