Картина «Текстильщицы» явилась результатом поездки Дейнеки по заданию журнала «Безбожник», с которым художник сотрудничал. Одновременно он был одним из лидеров Общества станковистов, где велись разработки метода синтетического отражения реальности.
С тем, что изменилась жизнь, настало время других героев, согласны были все – и создатели радикального авангарда, и последователи фигуративной линии. «Нельзя сейчас в позе купца или фабриканта, – замечает Александр Дейнека, – писать нашего ударника. У него <…> другая стать <…> и художник должен увидеть эту стать и суметь показать ее». «Жизнь выдвигала новое – прежде всего нового, социалистического человека, новую молодежь, комсомольцев, <…> рабфаковцев <…>». «И именно это новое время, – утверждали молодые художники, – надо втащить на холст». Такими персонажами становятся у Дейнеки «Текстильщицы» — женщины-работницы, наравне с мужчинами управляющие огромными станками-механизмами.
В картине художник применяет характерный для фотографии и кино принцип монтажной композиции. Он писал: «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях». Фигуры ткачих решены на контрасте масштаба, объема и цвета, они будто противопоставляются фону. Изображенные в сложных ракурсах, объемные фигуры выделяются на фоне графически четкого рисунка деталей фабричного оборудования, что придает композиции особую динамику. Господствующие в картине радостно-мажорные интонации дают новое осознание не только внешних обстоятельств труда, но и его психологии, его духовного смысла. Основное здесь – чувство свободы и достоинства.
Художник удивительно чутко ощущал пульс времени и отражал его в своих полотнах. Он мастерски выстраивает композицию в смежных разновременных планах, ритмы работающих ткацких станков объединяются в своего рода орнаментальное пространство, почти монохромный серебристо-белый колорит придает картине четкость и графичность авторской пластической манеры, которая приобретает публицистическую заостренность и убедительность.
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист.
Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), "Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), "Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928–1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968–1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.
Сведения о реставрации
Серова Т. Б. (2019)
Состояние сохранности до реставрации:
Картина написана на тонком холсте, натяжение холста ослабло. Из-за содержащегося в авторском грунте казеинового клея и разной толщины и нагруженности красочного слоя на поверхности образовался разнохарактерный жесткий кракелюр, со втянутостями холста с тыльной стороны. Кракелюр и изломы наиболее развитые на участках живописи белого и серого цвета, имели жесткие, приподнятые края, местами с угрозой осыпей. Живописная поверхность выглядела тусклой и загрязненной.
По всей поверхности заметны следы прежних реставраций: крупный реставрированный прорыв основы сложной формы с деформацией вдоль линии соединения краев; разновременные мастиковки, не соответствующие уровню авторского слоя; тонировки, исполненные в различных техниках в разные периоды, изменились в цвете и потемнели.
Комплекс проведенных мероприятий:
В процессе консервации картина снята с подрамника и взята на растяжку на раздвижном рабочем подрамнике. С тыльной стороны удалены старые реставрационные кромки и загрязнения.
Укрепление красочного слоя и грунта с распаркой и укладкой жесткого кракелюра и изломов выполнено с использованием методики одновременного аппретирования авторского холста. В процессе укрепления картина неоднократно подтягивалась на рабочем подрамнике и продолжительно прессовалась.
Старая заделка по прорыву холста была удалена, прорыв отпрессован, его стык укреплен современными реставрационными материалами.
Выполнено дублирование новых реставрационных кромок.
Для картины изготовлен специальный «планшетный» подрамник. С поверхности красочного слоя удалены въевшиеся загрязнения. В места утрат подведен реставрационный грунт. Старые, изменившиеся в цвете реставрационные тонировки удалены. Поверхность живописи покрыта защитным слоем матового лака.
Тонирование утрат красочного слоя выполнено специальными реставрационными красками.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 144-145.
Alexander Deineka painted this picture following a trip to a mill organised by a Soviet magazine. He was one of the leaders of the Society of Easel Artists, who developed the method of the synthetic reflection of reality. The artist had an uncommonly acute sense of the Zeitgeist, which he captured in his canvases. He masterly arranges the composition from adjacent planes inhabiting different time zones. The rhythms of the looms are united in an ornamental space, while the almost monochrome, silver-white palette lends the picture the precision and sharpness of an artistic statement.
Painter, graphic artist, sculptor, poster designer. Helped to decorate streets on Communist holidays. Studied at the Kharkiv School of Art (1914-1918) and the Free/Higher Art and Technical Studios (1920-1925). Contributed to exhibitions (from 1924). Member of the Union of Artists (from 1932). Taught at the Higher Art and Technical Institute (1928–1930), Moscow Institute of Polygraphy (1930–1934), Vasily Surikov Institute of Art (1936, 1946, 1957–1964), Moscow Institute of Applied and Decorative Art (1945–1952) and Moscow Institute of Architecture (1953–1957). Business trips to Italy, France and the USA (1935). Full member of the Academy of Arts of the USSR (1947). Vice President of Academy of Arts of the USSR (1962, 1966). People's Artist of the USSR (1963). Corresponding member of the Academy of Arts of the GDR (1964). Hero of Socialist Labour (1969). Awarded the Lenin Prize (1964).