Демон


1894

Гипс раскрашенный. 50 x 58 x 22

Пост. в 1924, дар А. С. Боткиной, Ленинград


На протяжении ряда лет (с 1887 до середины 1890-х) Врубель вылепил несколько вариантов „Демона“ (утрачены). Художник надеялся использовать скульптурную модель „как идеальную натуру“ для воплощения в живописи образа „мятущегося человеческого духа“. Голова демона из собрания Русского музея, единственная сохранившаяся вариация на эту тему, воспринимается вполне самостоятельным художественным произведением. Врубель активно вводит в скульптуру цвет — прием, которым часто пользуются в начале ХХ века как ваятели, так и живописцы, пробующие свои силы в смежном виде искусства. / Елена Карпова // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 296.

1894 годом помечена единственная сохранившаяся из множества скульптур — экспрессивная в трактовке образа, полихромная „Голова демона“. В ней по-новому и убедительно реализованы идеи, волновавшие Врубеля при создании одноименных иллюстраций к поэме. Герой изображен страдающим, с опаленной душой. Выражение его глаз метко характеризуют слова Б. В. Асафьева: „испуганная мысль“. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 22.

О реставрации скульптуры, разбитой в 1928 г.

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Сведения о реставрации

Крестовский И. В.Кудрявцев А. И. (1929)

Состояние сохранности до реставрации:

В конце декабря 1928 года душевнобольной посетитель Русского музея сбросил с постамента гипсовую скульптуру работы М. А. Врубеля. Экспонат упал на пол и раскололся на множество фрагментов. 2 января 1929 года состоялось заседание Реставрационной комиссии, где было принято решение о немедленной реставрации скульптуры на месте, так как перемещение фрагментов в другое помещение могло привести к утрате некоторых деталей.

Комплекс проведенных мероприятий:

Место, где лежали части скульптуры, было огорожено щитами. Уже 2 января 1929 года реставратор И. В. Крестовский собрал из больших кусков верхнюю часть волос, а 3 января – часть лица, правый глаз, нос, часть рта. Фрагменты подбирались по стыковочным линиям и фиксировались с тыльной стороны гипсом. 15 февраля на заседании Реставрационной комиссии экспонат был представлен в собранном состоянии. Всего И. В. Крестовский собрал более 600 фрагментов, мелкие части склеивались между собой гуммиарабиком, крупные куски после фиксации гипсом продублированы с внутренней стороны гипсом с добавлением пакли. Некоторые утраты в локонах волос по решению комиссии И. В. Крестовский восполнил гипсом. Для дальнейшего хранения скульптуру установили на деревянный плинт, прикрепив ее металлическими бол тами. 2 марта комиссия приняла решение о восполнении утрат красочного слоя в условиях мастерской. Эту работу поручили реставратору А. И. Кудрявцеву. Утраты красочного слоя на локонах волос, щеке, по швам на лбу, на глазах и шее восполнены акварелью. 19 марта 1929 года сложнейшая реставрация была завершена.

Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 241.

Демон


1894


На протяжении ряда лет (с 1887 до середины 1890-х) Врубель вылепил несколько вариантов „Демона“ (утрачены). Художник надеялся использовать скульптурную модель „как идеальную натуру“ для воплощения в живописи образа „мятущегося человеческого духа“. Голова демона из собрания Русского музея, единственная сохранившаяся вариация на эту тему, воспринимается вполне самостоятельным художественным произведением. Врубель активно вводит в скульптуру цвет — прием, которым часто пользуются в начале ХХ века как ваятели, так и живописцы, пробующие свои силы в смежном виде искусства. / Елена Карпова // Михаил Врубель из собрания Русского музея. СПб, 2006. С. 296.

1894 годом помечена единственная сохранившаяся из множества скульптур — экспрессивная в трактовке образа, полихромная „Голова демона“. В ней по-новому и убедительно реализованы идеи, волновавшие Врубеля при создании одноименных иллюстраций к поэме. Герой изображен страдающим, с опаленной душой. Выражение его глаз метко характеризуют слова Б. В. Асафьева: „испуганная мысль“. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 22.

О реставрации скульптуры, разбитой в 1928 г.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library