Юон К. Ф.

Комсомолки. Подмосковный молодняк


1926

Холст, масло. 59,7 х 68,5

Пост. в 1933 от автора с выставки «Художники РСФСР за XV лет» (1932), Ленинград


Портрет был написан в деревне Лигачево, где у Юона был дом-мастерская. Там он находил немало своих героинь — сельских девушек, мотивы своих пейзажей, там он в полной мере мог выявить возможности своей палитры. На портрете изображены Клава Зенина, Саша Перцова, Клава Борисова, Катя Шипова и Маруся Будкина. В произведении органично соединилось стремление к портретной точности и типическому обобщению. Портрет един крепостью своей композиции, ее цельностью, выразительностью расположения персонажей, четкостью плана, и, наряду с тем, образ каждой из девушек подчеркнуто индивидуален. Здесь взяты разные состояния — от задумчивости, нетерпеливого вопрошения, спокойной уверенности до трепетного романтического порыва. Есть своя режиссура и в цветовом решении, которое словно озаряется энергичным акцентом красной косынки. Фрагментарность композиции укрупняет изображение, еще больше усиливая динамизм образов. Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 194.

Юон Константин (Вильгельм-Теодор) Федорович
1875, Москва — 1958, Москва

 

Живописец, график, театральный художник, теоретик искусства; педагог. Учился в МУЖВЗ (1892–1900) у А. Е. Архипова и В. А. Серова. Член СРХ (1903), Пожизненный член Осеннего салона в Париже (1906), член АХРР (1925), СХ СССР (1932; с 1957 — первый секретарь Правления). Участник выставок с 1894: МТХ (1898–1902, 1912), "Мир искусства“ (1903, 1906), СРХ (1903–1923), "Салон [С. К. Маковского]“ (1909), АХРР (1925–1929), "Художники РСФСР за XV лет“ (1933), "Художники советского театра за XVII лет (1917–1934)“ (1935); международных в Дюссельдорфе (1904), Венеции (1907, 1924), Мюнхене (1909), Брюсселе (1910), Риме (1911), Лейпциге (1914), Мальме (1914), Питтсбурге (1925); русского искусства в Париже (1906), Берлине (1906, 1922), Нью-Йорке (1924). Преподавал в совместной с И. О. Дудиным студии (1900–1917), в ИЖСА (1934–1935), МХИ (1952 –1955). Сотрудник ГАХН (с 1921). Народный художник СССР (1950), действительный член АХ СССР (1947), Лауреат Государственной премии СССР (1943).

 

Juon Konstantin

Komsomol Girls. Younger Generation from Outside Moscow


1926

Oil on canvas.


Портрет был написан в деревне Лигачево, где у Юона был дом-мастерская. Там он находил немало своих героинь — сельских девушек, мотивы своих пейзажей, там он в полной мере мог выявить возможности своей палитры. На портрете изображены Клава Зенина, Саша Перцова, Клава Борисова, Катя Шипова и Маруся Будкина. В произведении органично соединилось стремление к портретной точности и типическому обобщению. Портрет един крепостью своей композиции, ее цельностью, выразительностью расположения персонажей, четкостью плана, и, наряду с тем, образ каждой из девушек подчеркнуто индивидуален. Здесь взяты разные состояния — от задумчивости, нетерпеливого вопрошения, спокойной уверенности до трепетного романтического порыва. Есть своя режиссура и в цветовом решении, которое словно озаряется энергичным акцентом красной косынки. Фрагментарность композиции укрупняет изображение, еще больше усиливая динамизм образов. Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век. СПб, 2001. С. 194.

Juon Konstantin Fyodorovich
1875, Moscow — 1958, Moscow

 

Painter, graphic and genre artist, theatrical designer. Studied at the Moscow School of Painting, Sculpture and Architecture (1892–1900). Contributed to exhibitions (from 1893). Headed the Juon and Dudin School of Art in Moscow (1900–1917). Chief artist at the State Academic Maly Theatre in Moscow (1945–1947). Director of the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Academy of Arts of the USSR (1947). People’s Artist of the USSR (1950). Taught at the Institute of Painting, Sculpture and Architecture (1934–1935) and the Moscow Institute of Art (1952–1955).

 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library