Лармессен Н. IV де

Полтавское сражение 27 июня 1709 года


С живописного оригинала П.-Д. Мартена Младшего

1722-1724

Бумага, акварель, офорт, резец. 51 х 73

В 1934 из Историко-бытового отдела Государственного Русского музея


Во время второго заграничного путешествия Петр I поручил французским живописцам исполнение полотен с изображением основных побед российской армии над шведами. В 1717 году в Париже Пьер Дени Мартен Младший (1663–1742) обязался исполнить четыре больших картона для шпалер, на которых должны были быть представлены битвы при Лесной и при Гангуте, а также два основных этапа Полтавской баталии. Эти же сюжеты были повторены автором на четырех живописных полотнах. До настоящего времени сохранились только два подписных живописных полотна (ГМЗ «Царское Село»). При Елизавете Петровне они были помещены в Картинном зале Царскосельского дворца, где находятся и сегодня (Васильчиков 1872. С. 59–61; Памятники Полтавской победы в Эрмитаже 1959. С. 429–430; Полтавская победа 1960. С. 32–37). Панорама сражения отличается достоверностью, поскольку живописец использовал присланные ему планы и описания баталии (От войны к миру. Россия — Швеция. XVIII век. № 12; Совершенная виктория 2009. С. 64, как копия неизвестного художника). Наталья Бахарева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 51.

 В 1722–1724 Николас де Лармессен (1684–1753/1755) по заказу Петра I вырезал две гравюры с изображением сражений Северной войны по живописным оригиналам П.-Д. Мартена Младшего - "Битва при Лесной" и "Сражение при Полтаве".

Полтавская битва – одно из крупнейших сражений Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII – состоялась в шести верстах от Полтавы. Силы в пехоте были приблизительно равны. Но в артиллерии преимущество русских было подавляющим. Разгром шведов положил начало перелому в ходе Северной войны. Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 47.

На переднем плане конные трубачи и литаврщик, правее Петр I в окружении свиты; в глубине развернутая панорама первого этапа сражения, в ходе которого шведские войска атаковали передовые русские редуты (Ровинский 1888. Стб. 1675–1676; ГЭ 1992. С. 102. № 680). Виктор Лоога / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 48.

Лармессен Николас IV де
1684–1753/1755

Французский гравер. Выполнял батальные композиции, композиции на библейские и мифологические сюжеты, портреты. В 1722–1724 по заказу Петра I вырезал две гравюры с изображением сражений Северной войны по живописным оригиналам П.-Д. Мартена Младшего.

Larmessin N. IV de

Полтавское сражение 27 июня 1709 года


С живописного оригинала П.-Д. Мартена Младшего

1722-1724

Paper, watercolours, etching, lathe.


Во время второго заграничного путешествия Петр I поручил французским живописцам исполнение полотен с изображением основных побед российской армии над шведами. В 1717 году в Париже Пьер Дени Мартен Младший (1663–1742) обязался исполнить четыре больших картона для шпалер, на которых должны были быть представлены битвы при Лесной и при Гангуте, а также два основных этапа Полтавской баталии. Эти же сюжеты были повторены автором на четырех живописных полотнах. До настоящего времени сохранились только два подписных живописных полотна (ГМЗ «Царское Село»). При Елизавете Петровне они были помещены в Картинном зале Царскосельского дворца, где находятся и сегодня (Васильчиков 1872. С. 59–61; Памятники Полтавской победы в Эрмитаже 1959. С. 429–430; Полтавская победа 1960. С. 32–37). Панорама сражения отличается достоверностью, поскольку живописец использовал присланные ему планы и описания баталии (От войны к миру. Россия — Швеция. XVIII век. № 12; Совершенная виктория 2009. С. 64, как копия неизвестного художника). Наталья Бахарева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 51.

 В 1722–1724 Николас де Лармессен (1684–1753/1755) по заказу Петра I вырезал две гравюры с изображением сражений Северной войны по живописным оригиналам П.-Д. Мартена Младшего - "Битва при Лесной" и "Сражение при Полтаве".

Полтавская битва – одно из крупнейших сражений Северной войны между русскими войсками под командованием Петра I и шведской армией Карла XII – состоялась в шести верстах от Полтавы. Силы в пехоте были приблизительно равны. Но в артиллерии преимущество русских было подавляющим. Разгром шведов положил начало перелому в ходе Северной войны. Светлана Моисеева / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 47.

На переднем плане конные трубачи и литаврщик, правее Петр I в окружении свиты; в глубине развернутая панорама первого этапа сражения, в ходе которого шведские войска атаковали передовые русские редуты (Ровинский 1888. Стб. 1675–1676; ГЭ 1992. С. 102. № 680). Виктор Лоога / Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 48.

Larmessin Nicolas IV de
1684–1753/1755

Французский гравер. Выполнял батальные композиции, композиции на библейские и мифологические сюжеты, портреты. В 1722–1724 по заказу Петра I вырезал две гравюры с изображением сражений Северной войны по живописным оригиналам П.-Д. Мартена Младшего.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library