Клодт фон Юргенсбург М. К.

Возвращение стада в деревню


1870

Холст, масло. 70,8 x 107

Пост. в 1999, дар Я. А. и И. А. Ржевских


Повторение-вариант – «Полдень» (1870) – экспонировалось в 1871–1872 на выставке ТПХВ в Петербурге. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 330.

Одним из самых характерных изображений русской деревенской природы является картина «Стадо у реки в полдень». Безупречное знание крестьянской жизни помогло барону Клодту создать достоверный образ среднерусского пейзажа, включающего равнину, перелески, извилистое русло обмелевшей в летнее время реки, стадо коров, спасающихся от зноя в тенистой прохладе деревьев и на водопое. Казалось бы, необходимые «законченность» и совершенство в воплощении выбранного мотива достигнуты. Но живописец не остановился на этом. «Теперь я много работаю, – писал он весной 1870 года Павлу Третьякову, – и думаю к выставке приготовить несколько картин, особенно же занимаюсь в настоящее время изучением животных»*.

Как результат, на протяжении нескольких лет появлялись новые работы Клодта с изображениями коров («Стадо коров», 1870, ГРМ; «Коровы под деревьями» (Ж-6307); «Пейзаж с коровами», Ж-8673). Однако наибольший интерес для зрителей представляли картины, в которых живописец предстает как талантливый рассказчик повседневной жизни русской деревни. Так, панорамный вид «Возвращение стада в деревню» (Ж-12051) с воздушной дымкой далей и контрастным освещением от лучей заходящего солнца на ближнем плане необычайно увлекателен и правдоподобен благодаря подробной описательности деталей крестьянского быта, фигуркам людей и изображению домашних животных, «оживляющих» пространство сельского пейзажа. С. В. Кривонденченков. Клодты — живописцы // Художественное наследие семьи Клодтов. СПб. 2020. С. 18.

* Письмо М. К. Клодта П. М.Третьякову, 26 апреля 1870, Семендяево // Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870–1879 / Сост. Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева, Н. Л. Приймак. М.: Искусство, 1968. С. 18.

Слева внизу: МККлодтъ. 1869 (буквы М и К переплетены)



Клодт фон Юргенсбург Михаил Константинович
1832, Санкт-Петербург — 1902, Санкт-Петербург

Живописец, педагог. Сын К. К. Клодта, племянник скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника М. П. Клодта.

Учился в Академии художеств (1851—1858) у М. Н. Воробьева, пенсионер Академии в Швейцарии и Франции (1858—1861). Академик живописи (1861), профессор пейзажной живописи (1864), член Совета Академии художеств (1871).

Участник выставок с 1860: Академии художеств (1860—1885, с перерывами), Товарищества передвижных художественных выставок (1871—1878); Всероссийской в Москве (1882); всемирных: в Париже (1867, 1878), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876). С 1871 — профессор Академии художеств.
Известный множеством пейзажей с мотивом коровьих стад, Клодт редко изображал лошадей и, как правило, только в сценах крестьянского труда ("На пашне", "Крестьянка у сломанной телеги со льном").

Mikhail von Klodt

Herd Returning to a Village


1870

Oil on canvas. 70,8 x 107


Повторение-вариант – «Полдень» (1870) – экспонировалось в 1871–1872 на выставке ТПХВ в Петербурге. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 330.

Одним из самых характерных изображений русской деревенской природы является картина «Стадо у реки в полдень». Безупречное знание крестьянской жизни помогло барону Клодту создать достоверный образ среднерусского пейзажа, включающего равнину, перелески, извилистое русло обмелевшей в летнее время реки, стадо коров, спасающихся от зноя в тенистой прохладе деревьев и на водопое. Казалось бы, необходимые «законченность» и совершенство в воплощении выбранного мотива достигнуты. Но живописец не остановился на этом. «Теперь я много работаю, – писал он весной 1870 года Павлу Третьякову, – и думаю к выставке приготовить несколько картин, особенно же занимаюсь в настоящее время изучением животных»*.

Как результат, на протяжении нескольких лет появлялись новые работы Клодта с изображениями коров («Стадо коров», 1870, ГРМ; «Коровы под деревьями» (Ж-6307); «Пейзаж с коровами», Ж-8673). Однако наибольший интерес для зрителей представляли картины, в которых живописец предстает как талантливый рассказчик повседневной жизни русской деревни. Так, панорамный вид «Возвращение стада в деревню» (Ж-12051) с воздушной дымкой далей и контрастным освещением от лучей заходящего солнца на ближнем плане необычайно увлекателен и правдоподобен благодаря подробной описательности деталей крестьянского быта, фигуркам людей и изображению домашних животных, «оживляющих» пространство сельского пейзажа. С. В. Кривонденченков. Клодты — живописцы // Художественное наследие семьи Клодтов. СПб. 2020. С. 18.

* Письмо М. К. Клодта П. М.Третьякову, 26 апреля 1870, Семендяево // Письма художников Павлу Михайловичу Третьякову. 1870–1879 / Сост. Н. Г. Галкина, М. Н. Григорьева, Н. Л. Приймак. М.: Искусство, 1968. С. 18.

Слева внизу: МККлодтъ. 1869 (буквы М и К переплетены)



Mikhail von Klodt
1832 — 1902

Живописец, педагог. Сын К. К. Клодта, племянник скульптора П. К. Клодта, двоюродный брат художника М. П. Клодта.

Учился в Академии художеств (1851—1858) у М. Н. Воробьева, пенсионер Академии в Швейцарии и Франции (1858—1861). Академик живописи (1861), профессор пейзажной живописи (1864), член Совета Академии художеств (1871).

Участник выставок с 1860: Академии художеств (1860—1885, с перерывами), Товарищества передвижных художественных выставок (1871—1878); Всероссийской в Москве (1882); всемирных: в Париже (1867, 1878), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876). С 1871 — профессор Академии художеств.
Известный множеством пейзажей с мотивом коровьих стад, Клодт редко изображал лошадей и, как правило, только в сценах крестьянского труда ("На пашне", "Крестьянка у сломанной телеги со льном").

главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library