Кустодиев Б. М.

Царевна Анфиса. Эскиз костюма к спектаклю по пьесе Е. И. Замятина «Блоха»


1924

Бумага, акварель. 34 х 25

Пост.: 2000, дар Я. А. и И. А. Ржевских


С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром. В пять лет он начал рисовать и впервые посетил театр. «Театроцентристским», с упором на пьесы А. Н. Островского, был выбор литературы для семейного чтения вслух в доме матери – роли с выражением читал В. А. Кастальский, муж старшей сестры, Александры Михайловны. Связи художника со сферой театра и музыки были разнообразны. Его письма времен учебы в Академии и после ее окончания, в годы лечения за границей полны сообщений о спектаклях и концертах, профессиональным их анализом. Вместе с другими художниками Петербурга он участвовал как актер в постановке «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба (1909). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 28.

 

В 1924–1926 годах Кустодиев создал самые неожиданные для себя и самые совершенные свои эскизы – два варианта оформления пьесы «Блоха» Е. И. Замятина по рассказу «Левша» Н. С. Лескова для театров МХАТ-2 и БДТ. Дружба с Замятиным, понимание природы его юмора и языка, знание психологии родного народа помогли мастеру создать яркое буффонное зрелище, не менее условное по языку, чем спектакли конструктивистов, но яркое и звучное, то пародийное, то гротескное и притом все состоящее из плоти и крови. Насыщенность цветового решения, свободная выдумка отличали ранний, 1924–1925 годов, вариант, созданный для театра МХАТ-2. Выразительна лубочно-символичная декорация «Петербург. Дворец», выдержанная в золотисто-красной «имперской» гамме, обогащенная мелкой, «пушистой» орнаментикой. В резких, брутальных формах и экспрессивном колорите решена декорация «Англия», напоминающая футурологические композиции Добужинского. Эскизы костюмов представляют собой поток ярких и остроумных характеристик персонажей во главе с царем «в короне и порфире». Возможно, чуть менее удалась афиша спектакля (Гр.пл-1587), слишком многословная, фигуры персонажей на ней слегка растворяются. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 31.

Кустодиев Борис Михайлович
1878, Астрахань – 1927, Ленинград

Живописец, график, театральный художник.

Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. Учился у П. А. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. Савинского, И. Е. Репина (1896-1903). Преподавал в своей частной художественной школе ("Новая художественная мастерская", Петербург, 1913). Член "Союза русских художников" (1907-1910), "Мира искусства" (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. В 1907-1917 посетил многие европейские страны. В последние годы жизни, будучи прикован к инвалидному креслу, продолжал неутомимо работать. В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций. Занимался также скульптурой. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции.

Kustodiev B. M.

Princess Anfisa. Costume design for Yevgeny Zamyatin’s The Flea


1924

Watercolours on paper. 34 х 25


С «коренными» мастерами «Мира искусства» художника роднило давнее, с детства, увлечение театром. В пять лет он начал рисовать и впервые посетил театр. «Театроцентристским», с упором на пьесы А. Н. Островского, был выбор литературы для семейного чтения вслух в доме матери – роли с выражением читал В. А. Кастальский, муж старшей сестры, Александры Михайловны. Связи художника со сферой театра и музыки были разнообразны. Его письма времен учебы в Академии и после ее окончания, в годы лечения за границей полны сообщений о спектаклях и концертах, профессиональным их анализом. Вместе с другими художниками Петербурга он участвовал как актер в постановке «Ночных плясок» Ф. К. Сологуба (1909). Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 28.

 

В 1924–1926 годах Кустодиев создал самые неожиданные для себя и самые совершенные свои эскизы – два варианта оформления пьесы «Блоха» Е. И. Замятина по рассказу «Левша» Н. С. Лескова для театров МХАТ-2 и БДТ. Дружба с Замятиным, понимание природы его юмора и языка, знание психологии родного народа помогли мастеру создать яркое буффонное зрелище, не менее условное по языку, чем спектакли конструктивистов, но яркое и звучное, то пародийное, то гротескное и притом все состоящее из плоти и крови. Насыщенность цветового решения, свободная выдумка отличали ранний, 1924–1925 годов, вариант, созданный для театра МХАТ-2. Выразительна лубочно-символичная декорация «Петербург. Дворец», выдержанная в золотисто-красной «имперской» гамме, обогащенная мелкой, «пушистой» орнаментикой. В резких, брутальных формах и экспрессивном колорите решена декорация «Англия», напоминающая футурологические композиции Добужинского. Эскизы костюмов представляют собой поток ярких и остроумных характеристик персонажей во главе с царем «в короне и порфире». Возможно, чуть менее удалась афиша спектакля (Гр.пл-1587), слишком многословная, фигуры персонажей на ней слегка растворяются. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 31.

Kustodiev Boris Mikhailovich
1818, Astrakhan - 1927, Leningrad

Painter. Studied under Vasily Savinsky and Ilya Repin at the Higher School of Art, Imperial Academy of Arts (1896-1903). Fellow of the Imperial Academy of Arts in France and Spain (1903-1904). Academician of painting (1909). Founding member of the New Society of Artists (1904) and member of the Union of Russian Artists (1907), World of Art (1910) and the Association of Artists of Revolutionary Russia (1923). Contributed to exhibitions (from 1900). Contributed to the periodical exhibitions of the Moscow Society of Lovers of the Arts (1900-1901), Spring Exhibitions of the Imperial Academy of Arts (1900-1903) and the exhibitions of the New Society of Artists (1904-1908), Union of Russian Artists (1907-1910), World of Art (1910-1924), Association of Artists of Revolutionary Russia (1923, 1925) and the International Exhibitions in Munich (1901, gold medal; 1909) and Malmo (1914, gold medal). Designed for theatres in Moscow and St Petersburg (from 1911). 


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library