Врубель М. А.

Автопортрет


1904

Бумага, уголь, карандаш. 25,2 х 17,4

Пост.: 2000, дар Я. А. и И. А. Ржевских


С тем же пристальным вниманием, с каким он всматривался в окружающий мир, вглядывается Врубель и в свое лицо. Никогда с момента академической юности у него не было такого числа автопортретов, как в эти поздние годы. Они удивляют тем, что художник, бесконечно любивший сцену, переодевания, артистические стилизованные наряды — то польский пан, то живописец эпохи Ренессанса — в автопортретах так прост и строг. Но если вспомнить утверждение Чистякова, что именно в автопортрете художник «мог быть более откровенен <...> в своем исследовании формы», то понятно, что для Врубеля это и есть исследование, опыт постижения натуры, и драматургия рождается не из экзотических костюмов, страстной мимики или жестикуляции, а из тончайших нюансов освещения, незначительного поворота головы, смещения угла зрения. Показателен запомнившийся Анне Врубель случай с автопортретом, когда в ответ на настоятельные просьбы Сергея Дягилева «брат не пожелал сделать его объектом выставки, считая его вещью интимного характера, и даже, в горячности, чтобы окончательно выразить протест, быстрым движением снял часть красок с его лица». «Последняя прямота», беспредельная искренность и серьезность автопортретов 1904–1905 годов передается и образу врубелевского Пророка, наделенного чертами лица самого художника («Голова Пророка»). / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С.24.

С августа 1904 года мастер провел дома семь месяцев, наполненных трудом. Словно чувствуя свои „сроки“, он спешил реализовать то, что ему было предназначено. Серия автопортретов запечатлела разные „ипостаси“ его человеческой сути. Он — то светлый и романтичный, то — гордо-отчужденный, то внимательно всматривающийся и строгий, то — встревоженный и чуть растерянный, но везде — горький, со следами переживаний, с печалью о том, что произошло и что не сбылось в жизни. Во всех ощутим его аристократизм и во всех сквозит его духовное одиночество. Художник рисовал их во всеоружии мастерства, „граня“ объемы мелкими пересекающимися плоскостями. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.

Врубель Михаил Александрович
1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург

Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.

Академик Императорской Академии художеств (с 1905).

Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П. П. Чистякова (курс не окончил). По совету И. Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).

В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение. Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").

Vrubel M. A.

Self-Portrait


1904

Paper, сharcoal , . 25,2 х 17,4


С тем же пристальным вниманием, с каким он всматривался в окружающий мир, вглядывается Врубель и в свое лицо. Никогда с момента академической юности у него не было такого числа автопортретов, как в эти поздние годы. Они удивляют тем, что художник, бесконечно любивший сцену, переодевания, артистические стилизованные наряды — то польский пан, то живописец эпохи Ренессанса — в автопортретах так прост и строг. Но если вспомнить утверждение Чистякова, что именно в автопортрете художник «мог быть более откровенен <...> в своем исследовании формы», то понятно, что для Врубеля это и есть исследование, опыт постижения натуры, и драматургия рождается не из экзотических костюмов, страстной мимики или жестикуляции, а из тончайших нюансов освещения, незначительного поворота головы, смещения угла зрения. Показателен запомнившийся Анне Врубель случай с автопортретом, когда в ответ на настоятельные просьбы Сергея Дягилева «брат не пожелал сделать его объектом выставки, считая его вещью интимного характера, и даже, в горячности, чтобы окончательно выразить протест, быстрым движением снял часть красок с его лица». «Последняя прямота», беспредельная искренность и серьезность автопортретов 1904–1905 годов передается и образу врубелевского Пророка, наделенного чертами лица самого художника («Голова Пророка»). / Юлия Солонович. Графика Михаила Врубеля // Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. С.24.

С августа 1904 года мастер провел дома семь месяцев, наполненных трудом. Словно чувствуя свои „сроки“, он спешил реализовать то, что ему было предназначено. Серия автопортретов запечатлела разные „ипостаси“ его человеческой сути. Он — то светлый и романтичный, то — гордо-отчужденный, то внимательно всматривающийся и строгий, то — встревоженный и чуть растерянный, но везде — горький, со следами переживаний, с печалью о том, что произошло и что не сбылось в жизни. Во всех ощутим его аристократизм и во всех сквозит его духовное одиночество. Художник рисовал их во всеоружии мастерства, „граня“ объемы мелкими пересекающимися плоскостями. / Владимир Круглов. Наследие Михаила Врубеля в Русском музее // Михаил Врубель. СПб, 2006. С. 25.

Vrubel Mikhail Alexandrovich
1856, Omsk - 1910, St Petersburg

Painter, draughtsman, theatrical designer, applied artist, portraitist, writer of philosophical Symbolist compositions. Studied law at St Petersburg University (1874-79) and art under Pavel Chistyakov at the Imperial Academy of Arts (1880-84). Academician of painting (1905). Member of the Abramtsevo circle (from 1889). Contributed to exhibitions (from 1891). Contributed to the exhibitions of the Moscow Fellowship of Artists (1895, 1899, 1904), Exhibition of Russian and Finnish Artists (1898), World of Art (1900-03, 1906; member from 1900, 1911), 36 Artists (1901, 1902), Union of Russian Artists (1903-10; founding member), Exposition Universelle in Paris (1900; gold medal) and the International Exhibitions in Vienna (1901) and Venice (1907). Designed for Sawa Mamontov''s Russian Private Opera (1890-1901).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library