Алексеев Федор Яковлевич

Праздник обручения дожа с Адриатикой в Венеции


Не ранее 1779 – не позднее 1797

Холст, масло. 59,5 x 83


Уменьшенная копия картины А. Канале (Каналетто, 1697–1768) "Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем" (или "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца Дожей", 1727–1729), находящейся в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве. Поступила в собрание ГРМ из Мраморного дворца.

При введении в должность нового дожа происходила символическая церемония его бракосочетания с Адриатическим морем. Обряд обручения был древним символом морской мощи Венецианской республики. У причала напротив Дворца Дожей видна сверкающая золотом галера Бучинторо, корабль Дожа, вернувшийся с праздничной церемонии бросания золотого кольца у острова Лидо. Бучинторо сопровождают гондолы французского посольства, украшенные лилиями. 

Алексеев Федор Яковлевич
1753 (4?), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург

Живописец. Один из основоположников русского городского пейзажа.

Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). Во время учебы в Академии в 1767 году был в числе учеников класса орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, а затем занимался живописью у Г. Фандерминта и А. Перезинотти по классу плодов и цветов, затем – по пейзажному классу. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). С 1799 живописец при Дирекции Императорских театров. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). В 1800–1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).

Alexeyev Fyodor Yakovlevich

The Marriage of the Doge to Adriatica in Venice


Not earlier that 1779 – not later than 1797

Oil on canvas. 59,5 x 83


Reduction of Canal’s painting “The Marriage of the Doge to Adriatic Sea” (or “The Return of the Bucentaur to the Molo by the Doge’s Palace”, 1727–1729), exhibited in the Pushkin State Museum of Fine Arts in Moscow. On the ascension day of a new Doge a symbolic ceremony of his marriage to the Adriatic Sea was held. The ceremony of marriage was an ancient sign of naval strength of Venetian Republic. At the quayside of the palace there is a sparkling with gold galley of Bucentaur, a ship of the Doge, who came back from the ceremony of throwing of golden ring off the Lido Island. Gondolas of French embassy, decorated with lilies, accompany Bucentaur. 

Alexeyev Fyodor Yakovlevich
1753/1754 (?). St Petersburg - 1824, St Petersburg

Painter, founding father of the Russian school of urbanscape painting. Son of a guard at the Imperial Academy of Arts. Studied fruit and flower and landscape painting at the Imperial Academy of Arts (1766-73). Awarded a fellowship to Venice (1773-77). Studied under Giuseppe Moretti and Pietro Gaspari. Returned to St Petersburg and worked as a painter for the Imperial Theatres (1799). Copied paintings by Canaletto and Bernardo Bellotto for Catherine the Great. Nominated to the Academy (1794). Sketched places visited by Catherine the Great (1787) in south Russia (1795). Painted urbanscapes in Moscow (1800). Councillor of the Imperial Academy of Arts (1802), Taught perspective painting at the Imperial Academy of Arts (1803-24).


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library