Каравак Л.

Портрет Екатерины I в пеньюаре


1717 (?)

Холст, масло. 80 х 60,5

Пост. в 1925 из ГЭ (Романовская галерея); ранее (начало 1760–х) – Зимний дворец


Прутский поход 1711 года явился главным событием русско-турецкой войны 1710–1712 годов. Номинально русской армией командовал граф Б. П. Шереметев, но фактически сам Петр I. В марте 1711 года он выехал к армии с Екатериной Алексеевной (рожденной Мартой Скавронской), которую повелел считать своей женой и царицей еще до официального венчания, произошедшего в 1712 году. На берегу реки Прут русская армия попала в тяжелое положение, оказавшись окруженной численно превосходившим ее турецко-татарским войском во главе с великим визирем и крымским ханом. Петр вынужден был заключить мир, по условиям которого возвратил Турции крепость Азов, завоеванную во Втором Азовском походе (1696). По легенде, Екатерина пожертвовала все свои драгоценности на подкуп визиря. Известно, что Петр оценил поведение своей жены в Прутском походе настолько высоко, что в 1714 году специально для ее награждения учредил новый российский орден Освобождения, переименовав его вскоре в орден святой великомученицы Екатерины. При этом Петр сказал, что орден «учинен в память бытности ея величества в баталии с турки у Прута, где в такое опасное время не яко жена, но яко мужская персона видима всем была». В манифесте 15 ноября 1723 года о короновании Екатерины Петр упомянул о том, что она, помогая ему в Северной войне и в Прутском сражении, «мужески, а не женски поступала». Светлана Моисеева // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 175.

Екатерина I (Марта Самуиловна Скавронская, Екатерина Алексеевна Михайлова; 5/15 апреля 1684 − 6/17 мая 1727, Санкт-Петербург) − вторая жена Петра I Великого, российская императрица с 1721 как супруга царствующего императора, с 1725 как правящая государыня; мать императрицы Елизаветы Петровны. В ее честь Петром I учрежден орден Св. Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (выстроенный при ее дочери Елизавете). Царствовала с 28 января / 8 февраля − 1725 по 6/17 мая – 1727.

400-летие Дома Романовых. СПб, 2013. С. 110.

Екатерина Алексеевна (рожденная Марта Скавронская (15 апреля 1684 – 6 мая 1727). Вторая супруга Петра I (с 19 февраля 1712). Коронована Петром I как императрица и соправительница 7 мая 1724. С 28 января 1725 – императрица.

Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 122.

Петр I встретил Катерину в 1703 ( в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, вдову драгуна Иоганна Крузе), захваченную в качестве военной добычи при штурме шведской крепости Мариенбург. Официальное венчание Петра с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, после Прутского похода. Имели детей: Екатерину (28 декабря 1706 – 27 июля 1708), Анну (7 февраля 1708 – 15 мая 1728), Елизавету (18 декабря 1709 – 25 декабря 1761), Наталью (3 марта 1713 – 27 мая 1715), Маргариту (3 сентября 1714 – 27 июля 1715), Петра (29 октября 1715 – 25 апреля 1719), Павла (2 января 1717 – 3 января 1717), Наталью (20 августа 1718 – 4 марта 1725).

Размер холста (51 х 42) изменен поздними надставками по периметру, но живопись лица – авторская. Первоначально была изображена в белом платье с прямоугольным декольте и орденской лентой через плечо – как на портрете Ж.-М. Натье. Возможно, является одним из самых ранних этюдных изображений Екатерины Алексеевны, исполненных Караваком после возвращения Петра и Екатерины из Европы, и парным к портрету Петра I, практически совпадая с ним по размеру. Петр I. Время и окружение. СПб, 2015. С. 66.

Каравак Луи
1684, Марсель – 1754, Санкт-Петербург

Живописец, портретист, декоратор, миниатюрист.

Представитель третьего поколения французских живописцев-декораторов, работавших в Марселе и Тулоне. Родился в Марселе, в гасконской семье художника-декоратора, специализировавшегося на росписи кораблей. Пошел по стопам отца, начав работать в марсельском Арсенале галер. Брат скульпторов Жана Батиста и Жозефа. В 1715 в Париже своими портретами привлек внимание Лефорта, вследствие чего по приглашению Петра I поступил на русскую службу, заключив контракт о работе в России на три года. С 1716 проживал и работал в Петербурге. Портретировал Петра I и членов царской семьи, по заказу Двора писал картины, исполнял росписи (плафоны), руководил живописными работами в Петергофе и Летнем дворце в Петербурге.

Составлял проекты придворных праздников. Состоял в ведомстве Канцелярии от  строений с  1718, где имел русских учеников. До этого числился в Петербургской губернской канцелярии. В  1722 он сопровождал Петра I в  Астрахань, где написал его портрет. Жил на Васильевском острове вблизи дворца Меншикова, в собственном доме, подаренном ему в  1722 Петром  I. Также жил в Москве. При  Анне Иоанновне был назначен «придворным первым живописного дела мастером», исполнил её коронационный портрет и участвовал в оформлении празднования коронации. В  качестве гофмалера Каравак оставался и при Анне Леопольдовне, и при Елизавете Петровне. Стал автором официального изображения Елизаветы в качестве новой императрицы, имея исключительное право писать императорские портреты. В мае  1743 ему был поручен ответственный заказ — исполнить несколько портретов Елизаветы Петровны для российских посольств за границей. Обучал живописному мастерству русских учеников – И. Я.  Вишнякова, А. П. Антропова, М.А. Захарова и др.

 

Karavak L.

Portrait of Catherine I in a Peignoir


First half of the 1720s

Oil on canvas.

Provenance: Winter Palace (early 1760s)

Received from 1925 from the State Hermitage (Romanov Gallery)


Catherine Alexeyevna (née Marta Skowrońska (April 15, 1684 – May 6, 1727). Second spouse of Peter the Great (became his wife on February 19, 1712). On May 7, 1724 Peter crowned her as empress-consort and made her his co-ruler. On January, 1725 she became Empress of Russia.

The size of the painting (51 x 42) was extended around the perimeter after its completion, but the face was painted by Louis Caravaque. Initially Catherine was depicted wearing a white square décolleté gown with a ribbon of the order over her shoulder, just like on the portrait by Jean-Marc Nattier. It is possible that this is one of the earliest studies of Catherine composed by Caravaque after Peter and Catherine came back from Europe. It is also possible that this is a companion portrait to a portrait of Peter the Great, with their size being almost identical.

Karavak Louis
1684, Marseille - 1754, St. Petersburg

Painter, portraitist, designer, miniaturist, graphic artist. Member of the third generation of French painters working in Marseilles and Tulon. Invited to Russia by Peter the Great (1715). Lived and worked in St Petersburg (from 1716). Painted portraits of Peter the Great and members of the Imperial family. Painted murals and headed painting work in Peterhof and in the Summer Palace in St Petersburg. Compiled festival projects for the Imperial court. Court artist with an exclusive right to paint Imperial portraits during the reign of Empress Anna Ioannovna (1730-1740) and Empress Elizabeth Petrovna (1741-1761). Taught painting to Ivan Vishnyakov, Alexei Antropov and Mikhail Zakharov.


главная

коллекции

медиатека

main

collection

media library